Попытки объяснить социальные процессы и явления, в том числе социальные проблемы здравоохранения и медицины, с помощью биологических концепций, прежде всего дарвинизма, предпринимались давно. Социал-дарвинизм стал целой теорией уже во второй половине XIX в. Она известна не только в социологии, но и в демографии, и медицине. Основоположник этого учения английский философ-позитивист и социолог Г Спенсер распространил физиологические, морфологические представления, концепции Ч. Дарвина на социальные процессы и явления. По аналогии со строением и деятельностью животного организма он распределил назначение и функции социальных слоев и классов общества. Правящие круги, элита общества аналогичны мозгу и призваны управлять обществом, которое подобно суперорганизму: рабочие, крестьяне, как мышцы, обязаны выполнять физическую работу. Банкиров и им подобных Г. Спенсер сравнивал с сосудодвигательными нервами; служащих — с соединительной тканью; богатых, живущих на доходы от капиталов, ренту, — с жировой тканью и т.д. Таким образом, создавалась, так сказать, органическая теория. Органической теорией является и социал-дарвинизм, основные постулаты которого о конкурентной борьбе, выживании наиболее приспособленных использовались для объяснения современной структуры и функций капиталистического общества, в том числе демографических и медицинских явлений и проблем. Например, воспроизводство населения рассматривалось на основе так называемого закона об обратной изменяемости между процессом генезиса и «индивидуации», т.е. между биологическими, генетическими процессами, направленными на размножение и сохранение вида (генезис), и приспособлением, индивидуальной адаптацией в процессе борьбы за существование («индивидуация»). Чем больше энергии затрачивается на генезис, тем меньше ее остается на «индивидуацию». Отсюда все различия демографических явлений и состояния здоровья в разных обществах, у разных народов и т.п.
Как известно, аналогия — не способ доказательства. Органическая теория Г. Спенсера и им подобные концепции, заменяя социальные процессы биологическими, остаются примерами механистических теорий, хотя отдельные наблюдения и обобщения, касающиеся жизни животных, заслуживают внимания при объяснении поведенческих актов и состояния здоровья человека. Эти элементы органических концепций наиболее полно представлены в новейшей теории - социобиологии, а также экологии, этологии, о которых будет сказано отдельно.
Новейшая теория социобиологии известна с 70-х годов, с работ американского энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975), «О природе человека» (1978) и совместных с К. Лам-зденом изданий «Гены, разум и культура. Процесс коэволюции» (1981), «Прометеев огонь. Размышления о происхождении разума» (1983). СоциобиоЛОГИЯ исследует характерные черты организации сообществ живых существ на основе биологических законов, про-ШЧЧЧЦ1. ')iii черты перс-носятся на человека, его поведение, образ жизни, здоровье. Создаются «биограммы» человека, т.е. его полной биологической характеристики для определения приспособления к современной культуре и не устранимых культурой филогенетических свойств. Этот процесс адаптации к современной культуре, цивилизации с помощью биологических процессов назван «генно-культурной коэволюцией», отражающей взаимовлияние генотипа, среды и цивилизации. Генно-культурная коэволюция призвана определить биологические, филогенетические и социальные черты, синтез которых и должен объяснять поведение человека, его психосоматический статус и здоровье.