Сегодня процесс развития организации осуществляется либо непрерывно в виде частичных преобразований отдельных элементов (их групп), либо периодически как реорганизация основных сторон ее деятельности, имеющая форму их разового радикального изменения. Потребность в этом возникает, если фирма сталкивается с серьезными трудностями, теряет возможность реагировать на изменения среды, находится на грани банкротства. Реорганизация может иметь форму реструктуризации и реинжиниринга. Реструктуризация означает изменение функций и структуры организации, х е. набора ее отдельных частей и элементов: сфер, направлений и форм деятельности подразделений, используемых ресурсов и их источников, методов управления и проч. Реинжиниринг состоит в оптимизации на принципиально новой основе внутриорга- низационных процессов (технологических, информационных, управленческих и т п.) и преобразовании в соответствии с этим всех сторон деятельности организа ции. Это позволяет адекватно реагировать на все изменения, повышать управляе мость фирм. 2 16 Раздел IV. Организация Как и создание новой организации, реструктуризация и реинжиниринг требуют создания организационного проекта будущей структуры, системы управления, тех нологических, административных, информационных взаимосвязей между элемен тами, правил и процедур выполнения тех или иных действий и др. Основными задачами организационного проектирования считаются: • вьщеление набора функционально обособленных элементов организации и связей между ними; • определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий; • закрепление их в нормативных документах. К основным процессам, связанным с организационным проектированием, от носят структуризацию, композицию, регламентацию, ориентацию. Все они тесно взаимосвязаны и обычно вытекают друг из друга. Композиция заключается в определении направлений деятельности организа ции, ее подразделений с учетом технологических, информационных и иных взаи мосвязей между ними и в разработке общей структурной схемы.
|
|
В процессе структуризации исходя из организационных целей определяются внутренняя структура подразделений, задачи, стоящие перед ними в целом, рабо чими местами и должностями, их полномочия, связи и т. п. Поя регламентацией понимается разработка обязательных параметров самой ор ганизации (регламентация в статике) и протекающих в ней процессов (регламента ция в динамике).
Регламентация может осуществляться централизованно, децентрализованно, концентрированно в специальных подразделениях — консультационных центрах. Она обеспечивает единообразное осуществление повторяющихся производствен ных, управленческих или иных действий независимо от личных особенностей тех, кто их выполняет. Ее основой является регламент (организационное положение, предельно четко предписывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления). Рег ламенты бывают техническими, организационными; экономическими (устанавли вают рамки хозяйственной деятельности); социальными (регулируют трудовые от ношения).
|
|
Ориентация заключается в создании в рамках организации условий для упорядо чения положения и движения людей и материальных объектов. Она бывает нумерационной (шифры папок в архиве), словесной (табличка на две ри с именем сотрудника), словесно-нумерационной (комбинация того и другого), символической (условный рисунок), графической (схемы эвакуации персонала в слу чае пожара), цветовой (различная окраска стен на разных этажах). Все перечисленные моменты создают основу бесперебойного функционирова ния организации, т. е. деятельности по постоянному поддержанию процессов об мена ресурсами, энергией и информацией как в ее рамках, так и с окружением. Многие из этих процессов автономны, не зависят ни от нее самой, ни от отдельных элементов.