Я полагаю, что в области построения теорий это третье течение в психологии окажет живительное действие; по существу, элементы этой живительной силы уже появляются. Будет усиливаться тенденция, направленная на построение теорий, связанных с фундаментальными проблемами человеческого существования. Есть основание полагать, что будут развиваться по-настоящему психологические теории, которые послужат дополнением к некоторым чисто физиологическим теориям прошлого. Можно думать, что в построении теорий будет больше свободы и свежести, коль скоро мышление вырвалось из рамок, предписанных ему последовательным бихевиоризмом.
Я полагаю, есть основание считать, что теоретические формулировки, которые возникнут в этой области, будут в большей степени связаны с процессом, или, как говорит Бриджмен, с «поступками и событиями», чем со «статическими элементами» и абстракциями. Я думаю, что это является одной из важных функций теории. Несколько лет назад я попытался сформулировать подобную точку зрения, утверждая, что «объективное исследование изучает явления застывшими, замороженными в определенный момент, чтобы дать нам точное представление о взаимосвязях, существующих в этот момент времени. Однако процессы ферментации, кровообращения или расщепления атома — как правило, теоретически обоснованные - дают нам представление о непрерывном движении...».
|
|
Пример теоретического понятия, возникшего подобным образом, можно найти у Гендлина в его тонком описании преконцептуального процесса приобретения опыта и способа его функционирования при создании личностного значения. Мы видели концепцию, берущую свое начало, из натуралистического наблюдения, чисто феноменологическую по происхождению, которая помогает перекинуть мост через пропасть между субъективным и объективным постольку, поскольку она пригодна для объективных исследований.
Несмотря на риск чрезмерного упрощения, позвольте мне попытаться выделить основные положения концепции Гендлина и причины, по которым он считает ее важной для разработки новых теорий и более адекватных научных исследований.
Переживание опыта связано с непрерывным ощущением обладания опытом, «тем отчасти неоформленным потоком ощущений, который имеется у нас в каждый момент». Оно преконцептуально и содержит имплицитные значения. Это нечто, что, в общем, предшествует символизации, или концептуализации. Оно может быть доступно индивиду путем прямой связи, т.е. человек может прислушиваться к этому потоку переживаний внутри себя. Такая прямая связь представляет собой дифференциацию, основанную на субъективной фиксации человека, обращении им внимания на переживание опыта. Переживаемый опыт может, быть символизирован, а символизация основана на этой- прямой связи человека со своим опытом, более сложные - символизации опыта могут развиваться другим путем, и их мы называем «концептуализацией». Значение образуется во взаимодействии между опытом и символами. Таким образом, по мере того, как индивид обращается к своему опыту, имплицитные значения символизируются в виде «Я сердит», или «Я согласен с тем, что он говорит», или «Мне не нравится то, что здесь происходит». Таким образом, наши личностные значения формируются в этом взаимодействии. Более того, всякий элемент опыта, всякий его аспект может символизироваться все далее и далее на основе непрерывного внутреннего внимания к нему, Дальнейшее уточнение и дифференцирование значений могут быть достигнуты путем символизации на основе любого опыта. Так, например, индивид, ощущающий дисгармонию с тем, что вокруг него происходит, может продолжать обращаться к своим внутренним ощущениям и сформировать из них дальнейшие значения: «Мне не по себе, потому что я не люблю видеть, как другому причиняют боль», «Нет, даже более того. Меня к тому же возмущает его власть», «Я полагаю, что здесь есть еще один аспект: я боюсь, что он мне может причинить боль». Таким образом, непрерывный поток все более и более уточненных значений может «меть в своей основе единственный момент опыта.
|
|
Я так подробно описал эту концепцию, чтобы показать, в какой степени она имеет экзистенциальную ориентацию, феноменологическую основу. Тем не менее, как указывает Ген длин, опираясь на эту концепцию опыта, мы сможем отобрать и создать научные переменные для экзистенциальных категорий человека, которые затем могут быть операционально определены и пройти эмпирическую проверку. Его подход составляет один шаг в преодолении субъектно-объектной дихотомии, которая на сегодняшний день ограничивает наше познание,
Я ограничусь тем, что приведу несколько других примеров построения теорий, которые в своей основе имеют экзистенциально-феноменологическую направленность. Таким примером может служить возникновение «Я-теории» (Оллпорт, Маслоу, Мустакас). Переосмысление мотивации, стимула и реакции, обучения, всех явлений психологического содержания с точки зрения перцепции хорошо показано в других работах, например в книге «Восприятие, поведение, становление» (Комос и Снайг), само название которой дает представление обо всем диапазоне теорий, которые затрагиваются в этом томе.