Зал № 9

В экспозиции данного зала представлены произведения конца 1950 - начала 1960-х годов. «Время поисков», как назвал его автор, характеризует один из самых сложных жизненных периодов, когда, в разгаре травли и гонений на него, художник упорно продолжал борьбу, мучительно прокладывал свой путь в искусстве.

Несомненно, что без картин ученических и студенческих лет, как и без произведений «времени поисков», не было бы его всемирно известных созданий, воплотивших образ России. Многие произведения, здесь представленные, являются обращением к темам, столь важным в его творчестве – «Одиночество», «Милостыня», «Пророк», «Город», становятся основой будущих монументальных работ. Уже тогда художник обращается и к библейским сюжетам, как, например, в графической композиции «Давид и Саул».

Исключителен лаконизм художественных средств, тщателен отбор стилизованных деталей, с помощью которых достигнуто пронзительно-острое звучание произведений. В этот период в творчестве Ильи Сергеевича появляются емкие образы-символы, столь значимые и характерные для него и в дальнейшем: птица в клетке, арена цирка, подобная арене мировых событий, лестница - жизненный путь человека, нежный ландыш, как воплощение и хрупкости красоты, и ее всепобеждающей силы, Ника Самофракийская – торжество классики.

Уникально умение И.С. Глазунова возвысить обыденные мотивы до философских иносказаний, близких каждому, отражающих суть времени. Улыбающийся грим клоуна скрывает усталость и боль человека. Вверх по эскалатору поднимаются одинокие пожилая женщина и ребенок, словно забытые и выброшенные из жизни, незаметные движущейся навстречу им толпе. Циркач балансирует на канате, объятый тьмой застывшего зала, а ждет его то ли движение вперед, то ли падение. И возникает в памяти более поздний образ, созданный художником – фигурки людей на колючей проволоке, или линии жизни, в «Мистерии ХХ века».

Предельно рискованны для советского времени символичные картины: «Мышеловка», «Черный ворон», «Дети Советского Союза», недвусмысленно раскрывающие не глянцевую ложь социализма, а неприглядную правду времени, о которой не смели говорить: духовную скованность советского человека, жестокость необоснованных репрессий, отсутствие исторических ориентиров. Поражает не только точность характеристики эпохи 1930-1950-х годов, но и вневременное звучание картин, поскольку образы художника, созданные во «время поисков», актуальны ныне.

Этаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: