Вестибюль 3 этажа

Стародавняя Русь, во всей красоте и подлинности своей, предстает в созданиях художника. Подобно летописцу, языком живописи и графики он повествует о былой славе народа и его тяжких испытаниях. Звучанию картин вторит характер интерьера, исполненный по проекту И.С. Глазунова. И колонны, с имитацией под малахит, и необычные люстры, роспись дверей травными орнаментами, яркость изразцов, даже и цвет стен, подобный кирпичной кладке, напоминают о древних традициях. Словно открывается окно в легендарную явленную Русь в картине «Озеро Светлояр». В технике коллажа гармонично объединены образы, написанные маслом и резной наличник конца XIX века, привезенный из Городца.

К коллажу Илья Сергеевич впервые обращается еще в 1960-е годы, как, например, в картине «Русский мужик», создающей образ исконного русского крестьянина, а затем в произведениях «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Царевич Дмитрий», «Легенда о царевиче Дмитрии», «Князь Игорь», «Русская старина».

Картины И.С. Глазунова отражают важнейшие исторические события, дают ответы на наиболее сложные и противоречивые вопросы нашего прошлого. Знаменит его триптих: «Остров Рюген», «Рюрик, Трувор и Синеус», «Умила Новгородская, мать Рюрика». В 862 году на Русь были приглашены княжить трое братьев, варягов, как называли наемных воинов. Многие историки, начиная с XVIII века, ошибочно считали, что братья являлись норманнами. Однако, еще великий ученый М.В. Ломоносов, утверждал: Рюрик, Трувор и Синеус - славяне. Изучая многие исторические свидетельства, работая в архивах, И.С. Глазунов пришел к тому же заключению. Для него не подлежит сомнению, что остров Рюген – древнее славянское владения, мать Рюрика, Трувора и Синеуса, Умила продолжила род новгородского князя Гостомысла. И, значит, Русь никогда не приглашала править чуждых ей иноземцев, и славный род Рюриковичей – славянский род.

Уже в IX веке молодое русское государство одерживало первые победы. Его могучий образ запечатлен художником в произведении «Князь Олег и князь Игорь», в котором словно предстает перед зрителем сама величественное русское государство. Не только к воинской славе, но и к памятникам старины обращается Илья Глазунов, через них отражает дух народа. Предельно лаконично решение картины «Новгород Великий»: лицо крестьянки на фоне равнин и строгий Георгиевский собор Юрьева монастыря, постройка мастера Петра 1119 года.

Уникален дар Ильи Сергеевича Глазунова - через портрет характеризовать событие, дать вывод об эпохе. Об этом позволяет судить полотно «Юность Андрея Рублева». Во тьме горит свеча в руках отрока, как на фоне зловещих исторических событий горел свет его духа, его искусства.

Образы могущественных русских правителей, а также противоречивость их политики раскрыты в картинах «Иван Грозный» и «Борис Годунов», повествующих об эпохе XVI – начала XVII века. Иван Грозный - искусный политик и деспот, талантливый полководец, расширивший границы русского государства, и тиран. Тысячи невинных он подвергнул казни при опричнине, начиная с 1565 года. Полярные оценки его деяний даны в отечественной истории, литературе, живописи. Картина И.С. Глазунова выявляет сложность сильной и противоречивой личности Ивана IV. Решение образа восходит к древнерусским иконам, о чем говорят плоскостная трактовка лица и золото фона. В технике масляной живописи прекрасно передана фактура парчи, меха, драгоценных камней, что также раскрывает характер эпохи и образ сильного правителя. Но зловещ фон – кипит народная толпа, свершается очередная казнь на Лобном месте в Кремле. Правление Грозного явилось основой и для великих потрясений рубежа XVI-XVII веков, во многом связанных с именем Бориса Годунова, приближенного Ивана Грозного, личность которого раскрыта в одноименной картине. Стремясь к верховной власти, он, вероятно, отдает приказ убить малолетнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, тем ввергая Русь в пучину новых испытаний Смутного времени. Событиям далеких дней посвящены произведения «Легенда о царевиче Дмитрии» и «Царевич Дмитрий».

Противоречива и нередко мрачна история Древней Руси, но гармоничны, несравненные в красоте своей, создания ее искусства, отражения духа народа. Его воплотил художник в одном из своих знаменитых созданий – «Русская красавица». Глядя на картину, можно вспомнить и жемчужные оклады икон, и узорочье народного костюма и искусство резчиков. Закономерно, что на многих и отечественных, и зарубежных выставках именно это произведение Ильи Глазунова оценивали как эмблему русского искусства ХХ века. Такова подлинная Русь, память о которой не должна угаснуть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: