Основные понятия темы. Работай над собой, если хочешь работать на себя

Работай над собой, если хочешь работать на себя.

(Валерий Посоховский, сатирик)

В основе всех наших доказательств лежат логические (и психологические) технологии «правильного мышления» [подробнее см.:8;27;28]. " Правильное мышление " основывается на соблюдении определенных законов формальной логики и вытекающих из них принципов (общих правил). Словом, «правильное логическое мышление» это:

Во-первых:

(1) соблюдение законов и принципов формальной логики при размышлении и формулировании собственных суждений в приятельской беседе, в дискуссии и полемике, в студенческом реферате, в ответе на экзамене и т.д.;

(2) умение выявлять нарушение этих законов и принципов и классифицировать их как неумышленную (от незнания законов и принципов формальной логики, от неумения «правильно мыслить») или умышленную попытку манипулирования выступающего (политика, преподавателя, студента, журналиста и т.д.) сознанием и/или подсознанием аудитории в каких-то своих целях.

Во-вторых, «правильное мышление» человека базируется на том, что его любое серьезное умозаключение (о какой-то теории, о высказываниях преподавателя или приятеля, о речи политического лидера или статье в СМИ, о том, где и как потратить оставшуюся часть стипендии и т.д.) должно быть:

(1) четко определенным и однозначным; (2) логически последовательным (т.е. без скачков, «перепрыгиваний», отклонений от предмета обсуждения в рассуждениях); (3) непротиворечивым (т.е. без присутствия в суждениях взаимоисключающих высказываний, понятий или признание подобных высказываний как одинаково приемлемых для обсуждение предмета дискуссии, спора, обмена мнениями); (4) доказательным и достаточно обоснованным (т.е. рассуждения не только не должны включать взаимоисключающие суждений, аргументы, но и демонстрировать аргументы, которые и (а) всесторонне (или в главном) очерчивают предмет дискуссии, и (б) являются однозначными и убедительными своей основой на доказанных наукой, практикой фактах.

Именно в этом случае студент, например, может рассчитывать, что его правильно поймут, с ним будут считаться как с самостоятельно мыслящим человеком. Да и сам он будет в состоянии понять других, соглашающихся или не соглашающихся с его высказываниями.

При всех логических доказательствах ипри описании процесса доказывания используются следующие понятия:

«аргумент» - логический довод, служащий основанием доказательства (в математике - независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины);

«демонстрация» - публичный (перед другими людьми) показ чего-то (аргумента, тезиса, примера и т.д.);

«дискуссия» - обсуждение какого–то вопроса на каком-то собрании людей, в печати, в беседе; спор; предполагает, обычно, наличие аудитории (но бывает и заочная);

«доказательство» - установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории; в логических доказательствах аргументация проводится по правилам и средствам формальной логики;

«класс» - множество одинаковых предметов как абстракция, сравнить это понятие с понятием «скопление»;

«критерий» - мерило оценки, суждения, умозаключения. Научный критерий базируется на познанных объективных законах Мира;

«манипуляция информационная». В этой работе понимается как «махинация», т.е. жульнические действия, нечестная проделка для воздействия на сознание и подсознание людей;

«полемика» - завязавшийся спор при обсуждении, выяснении каких–то проблем, вопросов;

«содержание и форма» - философские категории. При этом «содержание» - определяющая сторона целого, совокупность его частей, а «форма» - способ существования и выражения содержания;

«софизм» - внешне правильное доказательство ложной мысли с помощью преднамеренного нарушения логических законов. А это и есть один из видов манипуляции сознанием собеседника, оппонента, аудитории;

«спор» - нами употребляется в следующем значении: словесное состязание, т.е. такое обсуждение чего–то, кого-то, в процессе которого каждый отстаивает своё мнение. «Спору нет» - безусловно, конечно так;

«тезис» - положение, кратко излагающее какую-то идею; «стартовое» и итоговое умозаключение при доказывании; положение, излагающее одну из основных мыслей лекции, доклада, научного сочинения или отдельного выступления.

Дальнейшее изложение этой темы нами не мыслится без благодарности тем, чьи работы нами были использованы. Это исследователи ораторского искусства и информационного противоборства В.JI.Артемов и А.И.Фурсов, С.И.Попов и С.Г.Кара-Мурза, П.Н.Федосеев и Л.К.Лебедев, а также философы А.А.Зиновьев и Д.А. Гусев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: