ИТ стратегического менеджмента на предприятии

Под стратегическим менеджментом на предприятии понимается система поведения предприятия на длительный период времени, означающая выбор одного из альтернативных направлений его экономического развития и механизма выживания в цивилизованных рыночных отношениях. Выбор направления развития предполагает определение долгосрочных целевых установок с учетом внутренних возможностей предприятия и реальных условий внешней среды, формулирование взаимосвязанных стратегических задач для достижения цели и. разработку мероприятий для их реализации

Стратегический менеджмент опирается на три основных направления экономического развития предприятия. Первое связано с диверсификацией экономической деятельности предприятия, т. е. расширением разнообразия выпускаемой продукции, которое может выходить за рамки основной деятельности. В этом случае предприятие стремится к реализации следующих целевых установок: повышению общего объема производства и продаж, увеличению доли на сложившихся рынках и освоению новых рынков сбыта. Второе направление представляет собой диверсификацию производства, что предполагает расширение номенклатуры выпускаемой продукции только по основной деятельности предприятия. Целевые установки предприятия направлены на снижение сроков освоения новых видов продукции, увеличение объемов их производства, проникновение на новые рынки сбыта и вытеснение устаревших видов продукции. Третье направление предполагает максимальное использование возможностей сложившегося состояния производства и существующих рынков сбыта. В связи с этим целевыми установками являются повышение качества продукции и увеличение доли сервисных услуг. Критерием правильного выбора стратегического направления является прирост прибыли в установленные временные периоды.

Разработка мероприятий по реализации стратегических задач связана с их определением и распределением по временным периодам и ответственным исполнителям, что находит отражение в бизнес-плане. Бизнес-план представляет собой комплексный документ, состоящий из разделов, структура и содержание которых строго не регламентированы. Он является основополагающим документом, раскрывающим организационно–экономическую сущность стратегического менеджмента на предприятии как одной из функциональных подсистем управления.

Использование автоматизированных информационных технологий в стратегическом менеджменте опирается на системно-информационный подход, являющийся теоретико-методологической концепцией ИТ. Концепция системно–информационного подхода позволяет представить стратегический менеджмент системно в виде трех этапов преобразования информации в сложных системах и блоках функциональных задач, а также информационно с указанием специфики внешней и внутренней входной и выходной информации, используемой для решения задач различных блоков. Системно-информационный подход кардинально изменяет организацию стратегического менеджмента на предприятии, значительно сокращает трудовые и финансовые затраты на обработку информации, повышает точность расчетов и оперативность данных и позволяет осуществить стратегию экономического развития предприятия в реальном масштабе времени. Стратегический менеджмент характеризуется большими объемами оперативной и аналитической информации и объективно предполагает необходимость практически мгновенной реакции системы на изменения со стороны внешней среды.

Первый этап преобразования информации включает в себя процедуры сбора и обработки информации, поступающей из внешней и внутренней среды предприятия, для формулирования направлений стратегического развития предприятия. На втором этапе осуществляются процедуры обработки информации стратегического менеджмента на основе сформулированной идеи. Третий этап является долговременной процедурой по претворению в жизнь стратегических задач и достижению целевых установок, исходя из конкретных условий функционирования предприятия во внешней среде.

Функциональные задачи стратегического менеджмента структурированы и могут быть объединены в следующие блоки: инвестирование стратегических целевых установок, стратегическая товарная политика, прогнозируемая производственная программа, прогноз потребности в ресурсах, стратегическая финансовая политика, оценка стратегической деятельности предприятия. Каждому блоку стратегического менеджмента соответствует свой перечень задач. Все блоки задач взаимосвязаны между собой и представляют единое информационное целое, что оказывает влияние на организацию их решения в условиях ИТ.

На первом этапе реализуются блоки инвестирования стратегических целевых установок и стратегической товарной политики. В качестве входной информации используются внешняя информация о предполагаемых инвесторах, кредиторах, рынках сбыта, конкурентах, а также внутренняя информация о финансовых резервах. Получение входной информации опирается на использование пакетного или сетевого режимов обработки данных. Например, реализация процедуры формулирования идеи возможна на основе информации, получаемой в результате использования глобальной вычислительной сети Internet, а также базы данных, создаваемой на предприятии.

Автоматизация процедур обработки данных в блоке инвестирования стратегических целевых установок основана на использовании таких элементов ИТ, как текстовые редакторы, табличные процессоры и гипертекстовые системы. С использованием возможностей табличных процессоров данный блок представляется составом финансовых показателей, иллюстрирующих стабильное развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Информация для анализа выводится в виде схем, графиков, вычислительных таблиц и других форм наглядного отражения перспектив финансового обеспечения экономического развития предприятия.

В составе задач стратегического менеджмента существенное место занимают динамические ряды показателей, что является основой привлечения экспертных оценок о будущем состоянии того или иного финансового процесса на предприятии за определенный период времени. Результаты обработки информации данного комплекса отражаются в разделе бизнес-плана «Цели и задачи стратегической деятельности предприятия», а также в разделе «Обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии».

Для ИТ стратегического менеджмента характерным является использование результатов решения задач одного блока для решения задач других блоков. Наиболее сложные информационные связи характерны для блока стратегической финансовой политики. В качестве входной информации используется только внешняя информация о ставках налогов. Вся остальная входная информация получается в результате обработки данных в предыдущих блоках. В блоке стратегической финансовой политики наблюдаются развитые информационные связи между задачами. Результаты задач этого блока используются в блоке оценки стратегической деятельности предприятия.

Информационная технология использует свои ресурсы в полном объеме для задач блоков стратегической финансовой политики и оценки стратегической деятельности предприятия. Все функциональные блоки задач имеют между собой тесную логическую и информационную связь, что позволяет применить специализированные программные средства, например специализированный программный пакет Project Expert.

Особое место в стратегическом менеджменте занимает третий этап преобразования информации, так как он связан с реализацией механизма выживания предприятия в сложных рыночных условиях. Отслеживание советом директоров результатов преобразования информации на третьем этапе экономического развития в условиях ИТ может осуществляться в реальном масштабе времени, что является гарантией поддержания финансовой устойчивости работы предприятия.

Реализация задач стратегического менеджмента осуществляется с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования. В нашей стране применяются следующие пакеты прикладных программ: COMFAR (Computer model for feasibility analysis and reporting) и PROPSPIN (Project profile screening and preappraisal information system), созданные при UNIDO – Организации Объединенных Наций по промышленному развитию; пакет Ait-Invest (фирма Alt, г.Санкт-Петербург); пакет Project expert (фирма Pro-Invest Consulting, г.Москва); системы типа Microsoft project, Time line и Primavera.

Пакет прикладных программ COMFAR существует в различных версиях и переведен на русский язык. Пакет Alt-Invest реализован на табличных процессорах Microsoft Works или EXCEL, а также может работать в среде табличных процессоров Lotus 1–2–3 и QUATTRO Pro. Пакет PROPSPIN представляет собой информационную систему предварительной оценки стратегических решений. Пакет Project Expert рекламируется как средство обработки бизнес–планов международного образца. Он отличается от перечисленных продуктов следующими свойствами: системностью при решении многих проблем, учетом специфики национальных условий, удобством ввода и вывода информации, разнообразием используемых аналитических механизмов. Существуют две версии пакета: Project Expert Business plan guide и Biz planner. Первая версия обладает большими функциональными возможностями и находит широкое распространение в России и за рубежом. Пользователями Project Expert являются более трех тысяч организаций самого различного профиля, в том числе и предприятия Уралмаш, ГАЗ, Кодак, Wimm-Bill-Dann и др.

Указанные программы включают анализ финансового состояния предприятия и реализуют три этапа преобразования информации сложных систем. Перечисленные пакеты прикладных программ в своей основе реализуют все блоки функциональных задач стратегического менеджмента. Однако имеются и отличия: в широте охвата задач, в подходе к их решению, используемым методикам оценки эффективности стратегических решений, составу модулей построения пакетов прикладных программ, организации защиты информации от несанкционированного доступа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: