Феномен авторитета

Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение. Уважение перед авторитетом берет начало из детства. Люди с детства приучены думать, что повиновение общепризнанным авторитетам является правильным, а неподчинение им – неправильным. Эта идея проходит в преподаваемых нам родителями уроках, стихах, которые мы учим в школе, рассказах и песнях нашего детства, а также проводится в своде правил юридической, военной, и политической систем, с которыми мы сталкиваемся, повзрослев. Религиозное обучение также вносит свой вклад в укоренение в сознании людей мыслей о необходимости повиновения авторитетам.

Повиновение авторитетам является автоматической реакцией, поскольку эти люди имеют гораздо больший доступ к информации и власти, нам представляется логичным подчиняться их требованиям. Фактически подчинение часто протекает при незначительном сознательном размышлении или вовсе без него. Люди повинуются авторитетам даже тогда когда это бессмысленно.

В области медицины давление авторитетов является весьма заметным и сильным. Здоровье для человека чрезвычайно важно, поэтому врачи, обладающие большими познаниями и возможностями, занимают позицию уважаемых авторитетов. Среди мед. работников также существует иерархическая лестница. Поэтому среди персонала укоренилась традиция автоматически повиноваться приказам вышестоящего доктора.

Человек подвержен влиянию не только авторитетов, но и их символов. Вот некоторые из них:

Титулы. Титулы в отличие от других символов авторитета, чрезвычайно трудно и вместе с тем очень легко приобрести. Чтобы честным способом заработать титул, требуются годы напряженного труда. Однако тот, кто не хочет прилагать больших усилий, может просто навесить на себя соответствующий ярлык и тем самым автоматически вызвать к себе уважение.

Исследования показывают, что титулы влияют на восприятие размера, престижные титулы искажают представление о высоте.

Во время одного эксперимента, проводившегося в пяти классах колледжа, некоего человека представляли как гостя из Англии, работающего в университете. Однако в каждом классе он был представлен по разному: первой аудитории как студент, второй как лаборант, третьей как преподаватель, четвертой как профессор. После того как человек покидал учебную комнату, учащихся просили оценить его рост. Было выяснено, что при каждом повышении статуса «английский гость», вырастал в глазах студентов в среднем на полдюйма.

Давайте рассмотрим конкретный пример из области медицины. Был проведен следующий эксперимент. Один из исследователей позвонил на двадцать два медицинских поста, исследователь представлялся больничным врачом и приказывал медицинской сестре ввести 20 миллиграмм наркотика, одному из пациентов, находящихся в отделении. Медицинских сестер должно было насторожить следующие моменты: 1. распоряжение было отдано по телефону, что является прямым нарушением 2. само лечебное средство было неразрешенным 3. предписанная доза была, вне всякого сомнения, чрезмерной 4. распоряжение было отдано человеком, которого раньше никто из медсестер не видел.

Однако в 95% случаев медицинские сестры отправлялись в указанный кабинет, брали там назначенную дозу и отправлялись в назначенную палату, именно в этот момент, наблюдавший за медсестрами исследователь останавливал их.

Медсестры автоматически выполняли распоряжение врача, поскольку привыкли повиноваться признанным авторитетам. Более того, они, не просто бездумно подчинились истинному авторитету, а соответствующим образом отреагировали на его наиболее легко фальсифицируемый символ – титул.

Не менее важным, чем автоматическое подчинение к индивидам, чьи титулы говорят об их авторитете, является механическое сопротивление идеям индивидов, чей статус предполагает отсутствие авторитета.

Психологами было проведено исследование, касающееся научных публикаций. Они взяли статьи, опубликованные 18 – 32 месяца назад престижными авторами. Исследователи представили эти статьи в виде рукописей и отправили их в журналы, которые их когда-то публиковали, но убрали регалии. 9 из 12 не прошли рецензирование. После того как статью представлял автор, имеющий большой авторитет в учебных кругах, статью публиковали.

Одежда. Является вторым стимулом авторитета, который заставляет людей подчиняться. Влияние этого стимула более осознаваемо.

Серия исследований, проведенных социальным психологом Леонардом Бикманом показывает, как трудно отклонять требования, исходящие от людей в форме. Ассистенты просили прохожих на улице выполнять странные требования (подобрать выброшенный бумажный пакет, встать на другую сторону остановки). В половине случаев требующий – был одет в обыкновенную одежду, в половине носил униформу охранника. Независимо от типа требования большее количество людей повиновались, если требующий был в форме. Похожие результаты были получены, если в форму была одета женщина.

Особенно показательным является следующий вариант эксперимента. Требующий останавливал пешеходов и указывал на человека, который стоял возле счетчика парковки. Требующий, одетый то в обычную одежду, то в форму охранника, говорил: «Вы видите этого парня? Он превысил время парковки, но у него нет мелочи. Дайте ему 10 центов!». После чего требующий заворачивал за угол. Действие униформы продолжалось и после ухода ассистента, почти все пешеходы выполняли указания человека в форме.

Менее явным, по сравнению с униформой, свидетельством авторитета является хорошо сшитый деловой костюм. В ходе исследования проведенного в Техасе, человек в возрасте тридцати одного года нарушал правила дорожного движения, переходя улицу по красному сигналу светофора. В половине случаев он был одет в деловой костюм с галстуком; в другой половине случаев на нем были рабочие брюки и рубашки. Исследователи наблюдали за происходящим и подсчитывали количество пешеходов, следовавшим за человеком, пересекающим улицу на красный свет. В три раза больше человек шли вслед за человеком, одетым в костюм, нарушая правила.

Атрибуты. О высоком статусе человека говорят также драгоценности, аксессуары и машины. Исследование показало, что владельцы престижных автомобилей пользуются особым уважением. Экспериментаторами было обнаружено, что водители, прежде чем начать сигналить машине, остановившейся при зеленом свете светофора, обычно ждали значительно дольше, если эта машина имела роскошный вид, а не являлась старой дешевой моделью. Престижная модель имела такую пугающую ауру, что 50% водителей терпеливо ждали момента, когда эта машина тронется с места, не прикасаясь при этом к сигнальной кнопке.

Позднее исследователи спросили студентов колледжа, что бы они стали делать в такой ситуации. Большинство студентов ответили, что они не стали бы ждать слишком долго, что бы просигналить роскошному автомобилю. Однако было установлено, что период времени, который ждали в реальной ситуации студенты, был в два раза длиннее, чем заявленный ранее.

Итак, люди склоны автоматически реагировать на символы авторитета, а не на авторитет как таковой. Основными символами авторитета являются титул, одежда и марка автомобиля. Как показали исследователи, к индивидам, обладающим тем или иным символом авторитета, окружающие относятся с большим почтением. Более того, практически все индивиды, которые уважительно относятся к символам авторитета, недооценивают степень влияния этих символов на их поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: