Правила техники безопасности. С каждым годом растет объем и сложность электрооборудования автомобилей, появляются различные новые электротехнические устройства – от бортовых компьютеров до

Введение

С каждым годом растет объем и сложность электрооборудования автомобилей, появляются различные новые электротехнические устройства – от бортовых компьютеров до подогрева сидений.

С точки зрения системного подхода, электрооборудование может быть представлено в виде ряда самостоятельных функциональных систем в зависимости от их целевого назначения:

- система электроснабжения автомобиля;

- система электростартерного пуска ДВС;

- система зажигания;

- система освещения, световой и звуковой сигнализации;

- система управления ДВС;

- система управления ходовой частью;

- система управления оборудованием салона автомобиля;

- система информации и контроля технического состояния автомобиля и его агрегатов;

- электропривода вспомогательного электрооборудования;

- коммутационные, защитные устройства и электропроводка.

Занятия по курсу «Современные энергетические системы и электронные преобразователи» включают 6 лекций и 6 лабораторных работ по следующим наиболее важным темам:

1. Исследование аккумуляторной батареи.

2. Исследование автомобильного стартера.

3. Исследование автомобильного генератора.

4. Исследование маршрутного компьютера.

5. Исследование системы зажигания.

6. Исследование контрольно-измерительных приборов.

На лабораторные работы по указанным темам отводится 9 занятий – после первых трех одна пара на самостоятельную работу и подготовку отчетов, а в конце две пары на зачет.

При любых практических работах с электрооборудованием, в том числе, при выполнении лабораторных работ особое внимание нужно обращать на правила техники безопасности, основными из которых являются следующие.

Правила техники безопасности

1. К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и ознакомившиеся с методическими указаниями.

2. Все работы производятся на исправном оборудовании. В случае обнаружения неисправностей розеток, выключателей, повреждений лабораторных стендов и других отклонений от нормы работа должна быть немедленно прекращена, о чем необходимо сообщить преподавателю.

3. На каждом рабочем месте (лабораторном стенде) должно быть не менее 2 человек. Все студенты должны уметь быстро отключать электропитание в аварийной ситуации.

4. Перед началом работы нужно убедиться в наличии заземления оборудования, целостности изоляции, наличии защитных экранов и других мер защиты, а также в том, что все выключатели находятся в положении «выкл».

5. Включение стендов и другого оборудования производится только с разрешения преподавателя.

6. Все манипуляции производятся одним человеком и одной рукой, вторая рука не должна касаться стенда. При этом выполняются только действия, предусмотренные методическими указаниями.

7. В случае появления искр, дыма и других признаков аварийной ситуации стенд или исследуемый прибор должны быть немедленно обесточены, после чего о происшествии сообщается преподавателю.

8. Кнопки управления стендами или управления исследуемыми устройствами должны исключать непреднамеренное включение (например, быть утоплены в панель или защищены экранами). Кнопка аварийного отключения должна быть красного цвета.

9. При поражении человека электрическим током необходимо срочно обесточить стенд (исследуемое устройство) и оказать пострадавшему медицинскую помощь.

10. При работе с тяжелыми предметами (АКБ, стартеры, генераторы и т.д.) нужно соблюдать осторожность и быть внимательными во избежание механических травм.

Следует помнить, что на оборудовании могут быть смазочные материалы, электролит и т.п., обладающие нежелательным воздействием на глаза, руки и одежду. По окончании работы следует немедленно вымыть руки.

 
 

1.Устройство и принцип действия аккумуляторной батареи


Стартерная аккумуляторная батарея выполняет по отношению к бортовой сети функцию химического накопителя электроэнергии, вырабатываемой генератором. Она должна быть в состоянии как кратковременно (особенно при низкой температуре) отдавать большой ток для работы электродвигателя стартера при пуске ДВС. Кроме того, она должна в течение более длительного, хотя и ограниченного времени (в частности, при работающем на холостом ходу или выключенном двигателе) полностью или частично снабжать электроэнергией другие важные потребители, входящие в бортовую сеть. В общем случае, для этого используется свинцово–сернокислотный аккумулятор. Типовое напряжение бортовой сети современных автомобилей 12 или 24 В. Обычное напряжение 12 В, а более высокое создается последовательным соединением нескольких 12–вольтовых аккумуляторов.

Активными материалами свинцового аккумулятора являются двуокись свинца в положительных пластинах, губчатый, высоко–пористый свинец Pb в отрицательных пластинах и служащая электролитом разбавленная серная кислота . Электролит является проводником ионов, как при зарядке, так и разрядке. Каждый из свинцовистых компонентов обладает по отношению к электролиту типичным электрическим (единичным) потенциалом; из этих потенциалов формируется поддающееся измерению извне напряжение каждой банки. В нейтральном состоянии оно составляет 2 В, возрастая при зарядке и падая при нагрузке. При разрядке свинец и двуокись свинца, реагируя с серной кислотой, превращаются в сульфат свинца

.

Моноблок аккумуляторной батареи представляет собой сосуд, разделенный перегородками на секции по числу аккумуляторов. На дне каждой секции расположены опорные призмы, между которыми имеется пространство для шлама (активной массы, выпадающей на дно секций при эксплуатации аккумуляторов). Это исключает короткое замыкание пластин.

Пластины состоят из решетки и пористой массы, заполняющей ячейки решетки. Решетка служит для удержания активной массы и равномерного распределения тока по всему объему. В старых конструкциях аккумуляторов использовались решетки, выполненные из свинцово–сурмянистого сплава, что приводило к повышенному расходу воды электролита, так как сурьма вступала в химическую реакцию с электролитом. Поэтому в процессе эксплуатации приходилось следить за уровнем электролита и при необходимости доливать воду (обслуживаемые аккумуляторы). В современных аккумуляторах решетки изготовляются из свинцово–кальциевого сплава, который не вступает в химическую реакцию. Расход воды в таких аккумуляторах минимален, поэтому они не требуют доливки воды (необслуживаемые аккумуляторы).

Сепараторы представляют собой пористые изоляционные прокладки, расположенные между положительными и отрицательными пластинами, предназначенные для предупреждения короткого замыкания пластин противоположного знака, фиксации расстояния между пластинами во время тряски и создания необходимого запаса электролита в пространстве между пластинами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: