Обучение связано с сенсорным развитием детей, ознакомлением с предметами окружающей обстановки. Необходимо, чтобы ребенок знал предметы, в рассказе отражал реальные стороны предмета, правильно определял его назначение. Параллельно проводится воспитательная работа: обучение детей обращению с предметами.
Основные виды рассказывания.
1. Описание игрушек.
Приемы работы: образец описания, план рассказа, пересказ, дополнение деталей, совместный рассказ.
Рассказу предшествует рассматривание игрушки. Игрушки предъявляются образные, с яркой индивидуальностью.
2. Описание натуральных предметов (объекты природы, орудия труда, посуда, одежда; умывальные, швейные принадлежности и др.).
Приемы работы: образец рассказа, вопросы, подсказ, указания, загадки, демонстрация действий с предметами, стихи о предмете, игровые приемы.
3. Рассказы по картинкам.
Используются предметные и сюжетные дидактические картины, рисунки, аппликации детей, фотографии, портреты, слайды.
|
|
Дидактические игры на описание наглядного материала: «Что за зверь?», «Отгадай, кто это», «Отгадай и назови», «Магазин», «Собери посылку», «Чудесный мешочек» и др-
Обучение рассказыванию с опорой на память
Рекомендуется использовать следующие виды рассказывания;
1) Рассказывание на темы из коллективного опыта: «Новогодний праздник», «Спортивные развлечения», «Как мы гостей встречали», «Как мы игрушки делали малышам», «Как мы двор убирали», «Прогулка в лес» и т. п.
Предшествуют рассказыванию разговоры, беседы об увиденном, пережитом, игры по теме, изобразительная деятельность, способствующие закреплению впечатлений.
2) Рассказывание на темы из индивидуального опыта: описание любимой игрушки, домашнего животного, события, темы этического характера.
Рассказы из личного опыта требуют большой помощи педагога.
Приемы: образец рассказа, вопросы, анализ событий, наблюдение, дидактические упражнения.
Дидактические игры: «Угадай, кто это», «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?», «Где был Петя?», «Радио», «Похожи - не похожи», «Отгадай-ка» и др.
Седьмой этап. Формирование у детей диалогической речи
Задачи:
Обучение задавать простые вопросы и отвечать на них.
Формирование разговорной речи в беседе.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VII этапе.