Правовое государство

Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с развитием об­щества, формой его организации. Можно говорить о различных особен­ностях государственного механизма, о его служении целям демократии, о подчинении государства общечеловеческим ценностям. В настоящее вре­мя идеальной моделью государства считается правовое государство.

Для характеристики государства важно связать его формирование и деятельность с правом. Государственная власть действует на основе и в рамках (границах) права (закона).

Во все времена существования государства призывы к построению правового государства и сам процесс его формирования являлись реак­цией на антидемократические методы осуществления власти, абсолютизм, деспотическое государство. Эти призывы появлялись тогда, когда гражда­не, как и общество в целом, стремились освободиться от тормозивших развитие общества факторов. Именно поэтому наиболее сильные идеи правового государства возникли в период борьбы против узаконенного произвола, кулачного права, всякого рода привилегий.

Извлекая уроки из исторического опыта, следует иметь в виду, что идея правового государства тогда будет устойчивой и конструктивной, когда оно будет формироваться с учетом определенных признаков.

Прежде всего, государство должно самоограничивать себя действу­ющими в нем правовыми нормами. Праву (закону) обязаны подчиняться псе без исключения государственные органы, должностные лица, обще­ственные организации и граждане. Поэтому важнейшим признаком пра­вового государства является верховенство права. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения во всех сферах государственной жизни регулируются законами. Как высшая форма отражения государственной воли народа, законы обладают более высокой юридической силой по отношению к другим актам всех иных органов государства.

При характеристике взаимоотношений государства и граждан мно­гие годы было принято в большей мере подчеркивать ответственность граждан перед государством.

Однако в правовом государстве юридическая ответственность не должна носить односторонний характер. Для правового государства ха­рактерны также регулируемые законом его взаимоотношения с граждана­ми, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, ответственны перед человеком и гражданином. Такое государство рассматривает права и свободы человека, его честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивает их защиту от лю­бого произвола. При выполнении того или иного закона правовое госу­дарство возлагает на себя конкретные обязательства перед гражданами и должно определить правовые меры ответственности своих представите­лей за действия, совершаемые от его имени.

Одной из важных черт правового государства в его взаимоотноше­ниях с гражданами является наличие юридических процедур, рассчитан­ных на разрешение любых ситуаций, с которыми могут столкнуться граж­дане в сере действия права. У гражданина в каждом случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы за­щищать свои права, свои законные интересы. Их отсутствие фактически лишает граждан реальных возможностей воспользоваться теми правами, которые предоставлены им законом.

Говоря от ответственности государства перед гражданами, необхо­димо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и от­ветственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение для возрождения до­верия граждан к своему государству, их заинтересованности в делах, от которой во многом зависит судьба государства. Утверждение личных прав и свобод, осуществление демократии в целом должны идти рука об руку с укреплением законности, осознанием каждым необходимости безуслов­ного доверия к закону. Демократия несовместима ни со своеволием, ни с безответственностью.

Признаком правового государства является наличие определенных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других норматив­ных актов. На страже прав гражданина должна стоять судебная власть. Для обеспечения возложенных функций судьи должны действовать в рамках строго определенных процедур. Они обладают независимостью и подчи­няются только закону. Суд - это образец обеспечения правовой государ­ственности.

Для правового государства определяющим признаком является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Представляя собой завоевание человеческой мысли, разделение властей может быть направлено против авторитаризма в государственном строе, служить целям демократии в государственном управлении. В федераль­ных государствах наряду с горизонтальным разделением властей прово­дится и принцип вертикального разделения предметов ведения и полно­мочий между Федерацией и её Субъектами. Можно сделать вывод, что в правовом государстве под воздействием права оказывается самая ответ­ственная и самая значимая зона в жизни общества - государственная власть. Органы государства под влиянием права должны делать такие шаги, кото­рые гражданам и обществу объективно необходимы и отражают интере­сы различных слоев населения и общества в целом.

§ 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА (ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА)

Для юридической науки проблема функций государства - одна из самых значительных. Это объясняется тем, что функции государства вы­ражают его сущность и назначение в обществе. Определение функций государства дает возможность ответить на вопрос: что должно делать го­сударство в конкретно-исторический период (на какие стороны жизни об­щества воздействует государство - экономику, политику, охрану прав лич­ности и др.), на каких вопросах данного отношения государство сосредо­точивает внимание (развитии предпринимательства, совершенствовании деятельности органов государства и др.). Следует при этом подчеркнуть, что это еще не сама деятельность. Функция - это объективная необходи­мость развития государства в определенном направлении. Сама деятель­ность может соответствовать направлению (функции), а может и не соот­ветствовать, противоречить тому или иному основному направлению.

Таким образом, общее понятие функций государства также реаль­но, как и общее понятие государства. Это предполагает существование одинаковых функций у любого государства, наличие которых не зависит от усмотрения государственной власти. Конкретная расстановка функций, их взаимодействие, удельный вес каждой функции определяются конкрет­ными внутренними внешними факторами. Война или мир, перестройка экономики, стимулирование научно-технического прогресса - все это вы­зывает заметное развитие функций (их изменение). Таким образом, иссле­дование функций государства тесно связано с общественно-политической практикой, социально-экономическими потребностями населения.

Изучение развития функций государства предполагает, прежде все­го, выявление и сопоставление функций между собой. Используются раз­личные признаки (критерии), которые позволяют объединить функции в различные группы.

По времени действия функции делятся на постоянные и времен­ные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его существования (например, функция обороны, поддержания обще­ственного порядка). Появление временных функций вызывается особыми (специфическими) условиями общественного развития. Исчезновение спе­цифических условий влечет за собой исчезновение временных функций.

Высказывается мнение, что функции следует делить на основные и не основные. Конечно, каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Но это не исключает возможность выявления функций, на которых следует сосредоточить внимание в пер­вую очередь. Эти направления становятся для государства основными.

По сферам деятельности государства (сторонам жизни общества) функции государства делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства можно классифицировать на:

а) Экономические (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, создание соответствующих условий для существо­вания различных форм собственности и пр.).

б) Политические функции (обеспечение государством обществен­ной безопасности, национального согласия, охрана суверенитета государ­ства от внешних посягательств и т.п.).

в) Социальные (охрана прав и свобод населения или его части, осу­ществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, под­держание необходимого уровня жизни населения, обеспечение необхо­димых условий в области организации труда, его оплаты, быта и др.).

г) Идеологические (поддержка определенной, в том числе религи­озной, идеологии, организация образования, поддержание науки и культу­ры и др.).

Внешние функции государства проявляются во внешнеэкономи­ческой и внешнеполитической деятельности государства, его взаимоотно­шениях с другими государствами. Внешние функции характеризуют дея­тельность государства как единого целого, обращенную не внутрь страны, а на внешние вопросы его жизнедеятельности.

К числу внешних функций относится одна из "старейших" функций - функция обороны страны. Данная функция основывается на признании принципа поддержания достаточного уровня обороноспособности стра­ны, отвечающего требованиям национальной безопасности, обеспечения целостности и неприкосновенности территории государства.

Следующая внешняя функция - функция международного сотруд­ничества. Данная функция включает в себя два самостоятельных направ­ления:

а) внешнеэкономическую деятельность;

б) внешнеполитическую деятельность.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвяза­ны между собой. Так, ряд внутренних функций приобретают внешний характер. Например, экологическая функция обязывает государство под­держивать условия существования людей на собственной территории и взаимодействовать с другими государствами в сохранении мировой сре­ды существования человечества. Радиоактивные отходы, промышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, сокращение лесов - этих «лег­ких земли» - иные неблагоприятные последствия - все это ужасающая ре­альность современного человеческого существования. Для предотвраще­ния угрозы возможных, и ликвидации разразившихся, экологических ката­строф требуются согласованные усилия многих государств.

Процессы, происходящие в мировой экономике, всеобщее пере­распределение экономических и иных ресурсов, появление транснацио­нальных компаний и иные экономические факторы межгосударственного значения - все это оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю деятель­ность государства.

Характеристика функций государства требует изучения (анали­за) тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государ­ством своих функций. Осуществляя свои функции, государство использу­ет разнообразные формы и методы. Важнейшее место среди них занима­ют правовые формы и методы. Правовые формы разделяются на право­творчество (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменение (деятельность органов государства по реализации пра­ва), охранительная деятельность (деятельность по осуществлению контро­ля, реализации мер юридической ответственности). Неправовыми формами осуществления функций государства являются: подбор и расстановка кадров, материально-техническое обеспечение, информационное обес­печение и другие. В число правовых методов (способов) осуществления функций включаются: дача руководящих предписаний, контроль и надзор за соблюдением и исполнением законов, применение мер принуждения и ряд других. К неправовым (организационным) методам относятся: эконо­мические (госзаказы, выдача кредитов, регулирование цен и др.), полити­ческие (согласование позиций различных политических течений, между­народные переговоры и пр.), идеологические (обращение к населению, призывы и пр.), собственно организационные (планирование, програм­мирование и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: