Экспертизе РТО по ЭМИ

При вхождении России в мировое инфокоммуникационное сообщество всесторонние изменения претерпевает деятельность отечественных компаний – владельцев РТО и РЭС. Перед их коллективами стоит задача удовлетворять возрастающие запросы клиентов, расширять перечень предоставляемых услуг, добиваться повышения эффективности производства и сохранения конкурентоспособности на рынке. Одним из способов достижения этой цели является использование новых информационных технологий, в том числе такой популярной в мире, как реинжиниринг бизнес-процессов [2.10 и др.].

Сказанное относится и к деятельности владельцев РТО и РЭС по обеспечению экологической безопасности используемого оборудования (в том числе по фактору ЭМИ). Согласно классификации международного аудитора Pricewaterhouse Coopers, одним из процессов, обеспечивающих успешную деятельность компании на рынке, является управление защитой окружающей среды (шифр ЕМ), что имеет в виду выполнение требований законодательства и постановлений по защите окружающей среды; формулировку стратегии управления защитой и контроль выполнения программы управления; образование сотрудников в области экологии и т.д.

Отсюда видно, что охрана окружающей среды рассматривается в настоящее время тоже как бизнес-процесс, рассчитанный на долгосрочную перспективу, обеспечивающий процветание и победу компании в конкурентной борьбе. Напомним, что реинжиниринг проводится в два этапа: на первом этапе проводится обратный инжиниринг (создание модели существующего бизнеса); на втором – прямой инжиниринг, предусматривающий радикальное перепроектирование производства и резкое повышение эффективности работы компании.

Структурную схему бизнес-процесса обеспечения безопасности РТО по ЭМИ в соответствии с НД [2.12] на этапе обратного инжиниринга иллюстрирует рис. 2.36. Прецедентами данного процесса являются следующие действия: подача заявки 1 для получения разрешения на ввод в эксплуатацию РТО; получение разрешения 2 на ввод в эксплуатацию РТО по результатам анализа его безопасности по ЭМИ на стадии проектирования; опытная эксплуатация РТО 3 и подготовка к его санитарной паспортизации по фактору ЭМИ; составление, оформление, утверждение и согласование 4 санитарного паспорта СНП РТО по фактору ЭМИ; постоянная эксплуатация 5 РТО с соблюдением требований обеспечения его безопасности по ЭМИ и последующим проведением текущего контроля (инспекционных проверок) безопасности РТО по ЭМИ.

 
 


1 2 3

3 4 5

Рис. 2.36. Структурная схема бизнес-процесса обеспечения

безопасности РТО по ЭМИ до проведения реинжиниринга

Достоинствами данного бизнес-процесса являются его комплексность и нацеленность на конечный результат: достижение безопасности РТО по фактору ЭМИ в соответствии с требованиями НД. Недостатки обусловлены следующими причинами: разрешительные функции и принятие решений монополизированы специалистами территориальных органов ГСЭН РФ, уровень технической квалификации которых часто недостаточен для выполнения данной работы; бизнес-процесс инерционен и растянут по времени из-за его многоэтапного характера и перегруженности органов ГСЭН РФ другой текущей работой; заложенная в бизнес-процесс база НД не соответствует международным критериям и нормативам для оценки безопасности оборудования РТО и РЭС зарубежного производства; санитарный паспорт не учитывает возможность регулировки излученной мощности, применения адаптивных АФУ и других технических новшеств, а также характер реакции окружающей среды на воздействие ЭМИ (непороговые эффекты, неоднородность среды и т.д.), что не позволяет оценить безопасность РТО в условиях реальной окружающей среды; большинство операций (как расчетных, так и экспериментальных), связанных с анализом безопасности РТО по ЭМИ, выполняются без использования широких возможностей современной электронно-вычислительной техники. Устранение двух первых недостатков выходит за рамки компетентности технических специалистов. Зарубежный опыт показывает, что эффективным здесь является взаимодействие связистов с экологами, которые специализируются на загрязнении окружающей среды, – в том числе по ЭМИ. Думается, что России предстоит переход на международные критерии и НД – как это произошло с нормами на компьютерное ЭМИ.

В отношении последних трех недостатков весомое слово могут сказать специалисты в области ИКС-технологий, знакомые с теорией и практикой защиты окружающей среды от воздействия ЭМИ, а также с компьютерным методом СИМ и обладающие опытом его использования при проведении реинжиниринга.


2

1 3 4

4 5

Рис. 2.37. Структурная схема бизнес-процесса обеспечения безопасности РТО по ЭМИ (предложение для проведения реинжиниринга)

С введением НД [2.12] (см. раздел 2.8) процедура экспертизы видоизменена и упрощена, поскольку вместо санитарного паспорта (оформляемого и утверждаемого перед сдачей объекта в постоянную эксплуатацию) владельцам РТО и РЭС на стадии проектирования объекта выдается СЭЗ о степени его безопасности для окружающей среды по фактору ЭМИ. Это соответствует предложению [2.10] по проведению прямого инжиниринга и облегчает реализацию нового бизнес-процесса, схема которого показана на рис. 2.37.

Из сравнения рис. 2.36 и рис. 2.37 видно, что в данном случае меняется последовательность прецедентов: после подачи заявки 1, то есть на стадии проектирования, сразу производится составление 2 СЭЗ с использованием компьютерной имитационной системы (ИС) РТО, по итогам работы проектировщика с которой выдается 3 разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 4 с последующим контролем 5 его безопасности по ЭМИ. Такой порядок действий мотивирован, во-первых, тем, что многие стационарные объекты (например, БС в составе СПР и ССС) являются типовыми, – поэтому ИС объекта также может быть типовой (даже для СПР и ССС разных стандартов и типов). Во-вторых, поскольку СЭЗ составляется на стадии проектирования, надобность в продолжительных расчетах и измерениях после строительства РТО отпадает: все исследования в нужном объеме проводятся на ИС, а не на реальном объекте. В-третьих, применение имитационного (компьютерного) моделирования ведет к получению наиболее достоверных данных относительно безопасности РТО для реальной окружающей среды, – если, конечно, ИС является в достаточной мере адекватной данному объекту.

Построение ИС РТО в рамках метода СИМ проводится в следующем порядке [2.10].

1. Определяется состав входных (исходных) данных (детерминированных и случайных), оказывающих влияние на функционирование РТО в реальных условиях.

2. Проводится статистическое исследование объекта: собирается и обрабатывается информация по исходным данным. При этом реальные данные могут быть использованы как для определения вида теоретических законов, так и для получения эмпирических распределений, из которых можно отбирать входные данные для работы ИС.

3. Идентифицируются типы законов распределений для входных данных и рассчитываются статистические оценки параметров этих законов. Здесь обычно используется программное обеспечение прикладной статистики, которое хорошо разработано и обеспечивает возможность диалогового режима работы пользователя с пакетом программ. В меню предусмотрен выбор режимов: «ввод исходных данных»; «корректировка исходных данных»; «проверка гипотезы»; «получение справки» и т.п.

Например, в режиме «проверка гипотезы» пользователь выбирает один из предлагаемых программой законов распределения, которому может подчиняться эмпирическая выборка (при необходимости можно визуально оценить гистограмму соответствующего ей эмпирического распределения). Далее обработку данных ведет ЭВМ, а пользователю выдаются готовые результаты и сообщается о вероятности, с которой может быть принята гипотеза – после чего пользователь либо принимает положительное решение относительно вида закона и его оценок, либо выдвигает другую гипотезу, либо вносит изменения в исходную статистическую информацию и т.д.

4. Разрабатываются математические модели для каждого блока ИС, а затем ИС в целом, и осуществляется программирование данной модели на ЭВМ. Строится план компьютерного эксперимента для имитации работы реального объекта с помощью ЭВМ.

5. Осуществляется имитация процесса работы РТО на модели, реализованной в виде пакета прикладных программ. Работа с пакетом производится в диалоговом режиме, который (при наличии дружественного интерфейса) не требует от пользователя знаний в области программирования.

6. После каждого цикла моделирования на принтер или машинный носитель выводятся промежуточные результаты, которые необходимы для формирования окончательных результатов.

7. При достижении заданной доверительной вероятности (надежности) или заданного числа реализаций модели, эксперимент завершается: программа выводит на печать полученные итоговые результаты, экспериментатор делает выводы и принимает решение.

Разработка ИС для типовых РТО и РЭС становится в настоящее время актуальной задачей. В основу создания типовой ИС может быть положен анализ динамики индивидуального экологического риска, наблюдаемой в окружающей среде при воздействии ЭМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: