Введение. Запоминание материала может протекать либо путем заучивания, не опирающегося на какие-либо опосредствующие

Запоминание материала может протекать либо путем заучивания, не опирающегося на какие-либо опосредствующие, вспомогательные приемы (непосредственное запоминание), либо путем использования ряда специальных средств, направленных на запоминание предлагаемого материала (опосредствованное запоминание). Развитие памяти в детском возрасте сводится в основном к формированию все более усложняющихся приемов опосредствованного запоминания.

Задачи настоящего задания состоят в следующем:

1. Определить, насколько память, опирающаяся на использование системы вспомогательных смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала по сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании.

2. Установить, может ли испытуемый достаточно хорошо использовать созданные им для запоминания связи и, опираясь на них, вспомнить заученный таким образом материал.

3. Определить, насколько сложные связи может устанавливать испытуемый для того, чтобы уложить предлагаемый материал в известную систему и лучше запомнить его.

Для исследования опосредствованного запоминания могут применяться классические методы изучения памяти (метод удержанных членов ряда и метод удачных ответов), однако гораздо чаще здесь используются специальные приемы. К числу таких приемов относится, например, так называемый метод пиктограмм , предложенный Л.С. Выготским . Этот метод нашел широкое применение в современных исследованиях, особенно при изучении возрастных особенностей памяти детей и патологии памяти у взрослых. Так как опосредствованное запоминание тесно связано с воображением и мышлением , то метод пиктограмм часто используется и для исследования особенностей воображения и мышления в детском возрасте и для изучения патологии мышления (Хрест_Рубинштейн).

Сущность метода пиктограмм состоит в том, что для запоминания (зрительно или на слух) предъявляется ряд слов или фраз, которые не поддаются непосредственному изображению. Например, «мальчику холодно», «скупой старик» или «развитие», «сомнение» и т.п.

Чтобы запомнить материал, испытуемому предлагается делать на бумаге какие-либо простые зарисовки или ставить условные знаки. Записывать что-либо словами или числами нельзя. При воспроизведении испытуемому разрешается опираться на свои зарисовки и знаки. Таким образом, задача испытуемого сводится к выделению в качестве вспомогательного средства для запоминания характерных признаков предъявленного слова или фразы, доступных для условного изображения.

Для исследования опосредствованного запоминания широко используется специальная методика, предложенная Л.С. Выготским  и А.Н. Леонтьевым  (см. Хрестомат. 11.6. ). Сущность этой методики заключается в том, что испытуемому предлагают к каждому предъявляемому слову подобрать какую-либо картинку (перед испытуемым лежит целая серия картинок), связывая ее с данным словом по смыслу. Затем, смотря на эти картинки, испытуемый должен воспроизвести предъявленные слова. Серии картинок, которые служат вспомогательными средствами для запоминания, могут быть различными по трудности ассоциирования их с запоминаемым материалом.

Эту методику можно применить и в другом варианте. При назывании слов испытуемый не подбирает сам картинки, а экспериментатор показывает их по своему усмотрению; испытуемый же должен лишь связывать слово и картинку, которые ему даются экспериментатором.

Широкая возможность варьирования опытов по данной методике позволяет использовать ее как средство «градуирования» экспериментального материала по степени трудности образования систем связей, а также учитывать роль активности человека в процессе запоминания.

Данное задание содержит 2 задачи.

Задача 1. Сравнение продуктивности непосредственного и опосредствованного запоминания с помощью классических методов исследования памяти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: