Совершенствование организационных структур местных администраций

Основные недостатки существующих линейно-функциональных структур муни­ципального управления связаны не только с их организационным построением, но и с самой сложившейся идеологией муниципального управления. Эти недо­статки сводятся к следующему.

1. Сложившийся подход к муниципальному образованию и, соответствен­но, к управлению им как к производственной или социально-производственной системе.

Основные усилия при этом направлены на улучшение показателей работы самих структурных подразделений администрации (жилищно-коммунального, транс­портного, здравоохранения и т. д.), а не на степень и качество удовлетворения потребностей населения в той или иной муниципальной услуге. Иными словами, критерием эффективности службы являются ее собственные показатели, а не конечный результат деятельности.

2. Нацеленность на решение текущих задач, связанных с жизнеобеспечением му­ниципального образования, и отсутствие стратегического подхода к управлению.

Многообразие текущих частных задач и целей муниципального управления неизбежно порождает противоречия между ними, обусловленные, прежде всего ограниченностью материальных и финансовых ресурсов. Каждое структурное под­разделение нацелено на решение своей задачи и добивается получения максимума ресурсов для этого. В данном случае вся система управления часто рабо­тает неэффективно.

3. Нечеткость системы функциональных связей между отдельными структурными подразделениями, дублирование функций, неравномерная загруженность работников, отсутствие четких организационных процедур, с помощью которых подразделения взаимодействуют между собой.

В результате основной объем работы ложится на плечи главы администрации, которому приходится решать множество координационных вопросов.

4. Смещение управленческих функций и непосредственной хозяйственной деятельности. Ряд структурных подразделений администраций, являясь юридическими лицами, оказывают различные платные услуги и зарабатывают средства на свое существование, т.е по сути занимаются коммерческой деятельностью.


Рис. 10.3. Схема структуры администрации города Челябинска (2007 год).


В силу изложенного реорганизация структур муниципального управления представляет собой сложнейшую комплексную задачу.

Исходя из проведенного анализа недостатков основными направлениями совершенствования организационных структур местных администраций могут быть следующие:

1) Вывод из состава администрации структур, занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих в силу этого статус юридического лица, придание им организационно – правовой формы в виде муниципального учреждения.

2) Создание в структуре администрации крупных организационно-административных блоков, руководители которых несут полную ответственность за реализацию муниципальной политики в соответствующих сферах, за достижение её конечных целей. Такими блоками могут быть блок экономики и финансов, блок управления муниципальной недвижимостью, блок городского хозяйства, блок социальной политики, блок общественной безопасности и в т. п. Создание крупных блоков позволяет существенно снизить нагрузку на главу администрации по решению текущих вопросов, позволяет ему посвятить основную часть своего времени задачам стратегического управления.

3) Создание наряду с классическими линейно – функциональными организационными структурами структур программно – целевого или программно – функционального типа.

Необходимость сочетания различных типов организационных структур и методов достижения целей предопределяет сложность задачи разработки и внедрения эффективной системы муниципального управления, реорганизации организационной структуры администрации. При этом реорганизация структур муниципального управления должна проводиться одновременно по нескольким параллельным линиям:

- разработка модели и организационного проекта реорганизации;

- разработка нормативно-правовой базы деятельности администрации муниципального образования;

- разработка пакета нормативных предписаний для различных областей муниципальной деятельности;

- разработка положений об основных организационно-административных блоках;

- описание организационных процедур и функциональных связей всего пространства взаимодействия различных структур управления, основных рабочих мест и подготовка должностных инструкций;

- переподготовка и повышение квалификации работников администрации;

- подготовка резерва кадров для муниципального управления.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Какие позиции характеризуют местную администрацию как юридическое лицо.

2. Перечислите основные направления деятельности местной администрации.

3. Какие основные принципы построения организационной структуры администрации.

4. Какие основные виды структурных подразделений входят в организационную структуру администрации.

5. Какие задачи возлагаются на аппарат администрации.

6. Назовите основные направления совершенствования организационных структур местных администраций.

Тема 11. Организация и планирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: