Задание. Подобрать определения к словам: туча, машина, город, небо, дорога, трава, слон. тигр. заяц, машина, ягода и др.
Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, тонкий, сухой, кислый, высокий. Для этого используются предметные картинки из «Словаря антонимов».
Отметить:- точность употребления слов.
- дать характеристику активного словаря: звукоподражание, лепетные слова.
Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.
Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с аффективной моторной алалией, у которых относительно сохранны кинетическая мелодия речи.
Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости: пуговиц. помидоры, простокваша, сквозняк, милиционер, телевизор, аквариум и др. сложные слова. Вначале ребенок должен самостоятельно назвать слова, а затем повторить его по подражанию.
|
|
Логопед записывает ответы ребенка транскрипцией.
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Исследование способности словообразования. Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет... Ответ ребенка -карандаша. Логопед; Я протягиваю руку к...(карандашу). Я беру в руку... (карандаш). Я рисую домик...(карандашом). Я мечтаю о...(карандаше).
Данное исследование можно проводить на основе предметных картинок. Например:
Преобразование имени существительного в именительном падеже
единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:
Образование форм родительного падежа имен существительных в
единственном и множественном числе.
Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой изображено несколько предметов (либо закрывает ее) и осторожно побеждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа.
Шар - шара - шаров. Окно - окна - окон
Дерево - деревья - деревьев. Дом - дома - домов и т. д.
Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде: Шар - голубой, чашка - голубая, платье - голубое. Мяч - красный. Машина - красная. Ведро - красное и т.д.
Какой? Какая? Какое? Какие?
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, ведро, арбуз, шар. вишня, огурец, яблоко, цыпленок, крыша.
|
|
Исследование способности словообразовании
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.
Стол - столик ложка - ложечка
Кукла - куколка ковер - коврик
Окно - окошко, окошечко кровать - кроватка
Назови ласково
Образование прилагательных от существительных.
Данное обследование проводится с детьми от 6 лет. Ребенку предлагается подумать и ответить. Логопед дает ребенку установку: «Посмотри. Этот шкаф сделан из дерева. Значит он деревянный.»
Далее логопед предлагает ребенку закончить следующие словосочетания:
Шапка из меха -... меховая
Чашка из фарфора -... фарфоровая
Машина из железа -... железная
Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ. С.
Данное обследование проводится с детьми в возрасте от 6 лет и старше. Для обследования предлагаются следующие слова: ходить, бежать, летать.
Ходить - приходить, заходить, выходить, обходить, уходить...
Летать - залетать, вылетать, отлетать, прилетать...
Бежать - прибежать, отбежать, пробежать, убежать...
Исследуя характер употребления предложных конструкций:
показать, а затем спросить у ребенка, где лежит ручка (карандаш) - на столе, на коробке, в коробке, на тетради:
произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит -... столом, мяч упал -... пол. Собака зашла -...дом, Игрушки висят -...елке.»
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ