Цифровые фильтры позволяют накладывать на изображение различные эффекты, например, размытие, резкость, деформация, шум и т. д.
Цифровой фильтр представляет собой алгоритм обработки изображения. Большая группа цифровых фильтров имеет один и тот же алгоритм, но эффект, накладываемый фильтром на изображение, зависит от коэффициентов, используемых в алгоритме.
Рассмотрим цифровые фильтры с конечной импульсной характеристикой, основанные на теории линейных систем и применении двумерных свёрток.
Свёртка представляет собой способ представления какого-либо векторного значения скалярным значением. Существует бесконечное количество таких способов, многие из которых определяются некоторыми коэффициентами. Применительно к обработке изображений, векторное значение представляет собой цвет группы пикселей, а скалярное значение, получаемое на основе свёртки, представляет собой цвет пикселя, получаемого в результате применение к исходному изображению какого-либо эффекта.
|
|
Цифровые фильтры на основе свёртки характеризуются размером группы пикселей, которой они оперируют. Это называется размером фильтра. Также фильтр характеризуется своей импульсной характеристикой. Применительно к обработке изображений, импульсная характеристика фильтра представляет собой изображение, получаемое в результате обработки чёрного изображения, в центре которого располагается белая точка. Конечность импульсной характеристики определяется конечным размером группы пикселей, используемой в фильтре. Импульсная характеристика зависит от размера фильтра и определяется коэффициентами фильтра. Коэффициенты фильтра представляют собой некоторые скалярные значения, на которые умножаются значения цветов пикселей из группы, соответствующей размеру фильтра. Обработка изображения, с применением такого рода фильтров, описывается следующей формулой:
Cnew [ i ][ j ] = Cold [i – m /2][ j – n /2]
В этой формуле коэффициенты α определяют тот эффект, который накладывает фильтр. Константы m и n задают размер фильтра (он является двумерным).
Основной задачей при разработке цифровых фильтров с конечной импульсной характеристикой является расчёт коэффициентов фильтра. Рассмотрим типовые примеры фильтров с конечной импульсной характеристикой.
Изображение, так же как и звук, может рассматриваться как суперпозиция функций синуса и косинуса с различной амплитудой и фазой. При этом эти функции являются двумерными, так как само изображение двумерно. Высокие частоты в изображении означают резкие изменения яркости пикселей. Низкие частоты означают плавные изменения яркости пикселей. На рис. 2.16 а) представлено изображение, состоящее из низких частот, а на рис. 2.16 б) – из высоких.
|
|
Рис. 2.16 Разночастотные изображения
Часто возникает задача увеличения резкости изображения, что означает усиление высоких частот. Также может возникать задача уменьшения резкости и увеличения размытости, что означает усиление низких частот.
Следующая матрица определяет коэффициенты цифрового фильтра размером 3 на 3 пикселя, используемого для повышения резкости изображения.
– k /8 | – k /8 | – k /8 |
– k /8 | k + 1 | – k /8 |
– k /8 | – k /8 | – k /8 |
где параметр k определяет степень повышения контраста. Обычно используется k = 2. Следующая матрица определяет коэффициенты цифрового фильтра размером 3 на 3 пикселя, используемого для повышения размытости изображения.
1/9 | 1/9 | 1/9 |
1/9 | 1/9 | 1/9 |
1/9 | 1/9 | 1/9 |
В данной матрице значения всех коэффициентов одинаковы. Это практически означает, что цвета группы пикселей 3 на 3 просто усредняются. Размер матрицы определяет степень размытости. Например, если используется матрица 5 на 5, где каждый элемент равен 1/25, то размытость изображения будет больше, чем при использовании матрицы 3 на 3. Также часто используется размытие по Гауссу.
Из приведённых выше примеров видно, что сумма всех коэффициентов равна 1. Это основное условие, используемое при расчёте фильтров с конечной импульсной характеристикой. Несоблюдение этого условия приводит к тому, что контраст изображения после применения фильтра изменяется.
Также отметим, что размер фильтра всегда является нечётным (например, 3 на 3 или 5 на 5).