Привлечение к работе когнитивных психологов и специалистов по удобству применения

Более глубокое понимание того, как люди воспринимают, хранят, принимают, поминают информацию, очень помогает при проектировании компьютерных пользовательских интерфейсов. Все аспекты интерфейса должны разрабатываться с учетом физических и умственных способностей, присущих людям. Интерфейсы являются инструментами общего назначения, они предназначены для использования самыми разными людьми, и это также должно быть учтено при проектировании.

Влияние психологических и физиологических особенностей чело­века на его взаимодействие с окружающими объектами называ­ется человеческим фактором. Первые профессионалы в данной области появились во время второй мировой войны, когда спе­циалисты ВВС поняли, что изменение конструкции пилотской кабины аэропланов могло бы снизить количество воздушных катастроф. Внимание когнитивных психологов со­средоточено на исследовании того, как люди изучают, воспри­нимают и запоминают информацию.

В последнее время в компьютерную отрасль пришло множество профессионалов с академическим и другим образованием: когнитивных психоло­гов и специалистов в области человеческого фактора, разработчиков руководящих принципов и специалистов по информатике. Это происходит потому, что ПП, которые раньше почти не вызывали нареканий, теперь критикуют за слабый дизайн и неудобство использования. Эта критика идет от пользователей, которые осознали, что компью­теры созданы для того, чтобы работать на них, а не наоборот.

Потребность в экспертизе в этой области практически необходима. Ренато Ианелла (Renato Iannella), профессор-исследователь из университета в Queensland, Австралия, придерживается такого мнения: «Правильное понимание умственного процесса, происходящего в голове типичного пользователя при общении с компьютерной системой, требует знаний специалиста в области чело­веческого фактора. Такой человек, прошедший обучение по одной из областей науки о поведении, обладает знаниями о человеческих способностях, их преде­лах, а также о методах сбора аналитических данных по пользовательскому интер­фейсу».

Большинство компьютерных компаний имеет своих собственных специалистов в данной области. Работа в этом направлении ведется такими гигантами отрасли, как Apple, IBM, Hewlett-Packard и Microsoft. Изучение человеческого фактора и удобства применения компьютерных продуктов является междисциплинарной областью. Например, когнитивные психологи оказали неоценимую помощь компьютерной отрасли, поскольку именно они занимались изучением того, как люди читают, воспринимают и запоминают информацию.

Джеффриес (Jeffries) в 1991 году провел исследование, показавшее, насколь­ко специалисты в области человеческого фактора и когнитивные психологи важ­ны для разработки интерфейса. Программный продукт был предоставлен четы­рем группам для тестирования на удобство применения. Четырем специалистам по человеческому фактору было дано по две недели для составления отчета о ка­честве продукта (первая группа). Специалист, проводящий тестирование по пользовательскому интерфейсу, наблюдал за шестью участниками теста в течение всего времени, когда они работали с продуктом, и затем составил отчет (вторая группа). Три программиста применяли ряд руководящих принципов к интерфей­су продукта (третья группа). Три программиста проводили когни­тивный просмотр продукта (четвертая группа).

Результаты тестирования были весьма интересными. В них было подсчитано общее число проблем, выявленных каждой группой. Затем они были проанализи­рованы экспертами в области проектирования интерфейсов. Результаты показа­ли, что первая группа, состоящая из профессионалов по человеческому фактору, выявила практически в четыре раза больше ошибок (152), чем каждая из других групп (39). Они также выявили в три раза больше основных проблем, чем осталь­ные (105:35).

Разделив количество человеко-часов, затраченных каждой группой на состав­ление отчета по интерфейсу продукта, исследователи получили соотношение при­быль/затраты. Первая группа получила показатель 12:1, вторая – 1:1, третья – 6:1, и четвертая – 3:1. Таким образом, существует совершенно конкретная прибыль от привлечения к разработке, проектированию и тестированию квалифицированных профессионалов в области психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: