Основное содержание ответа. В данном вопросе необходимо осветить историю становления науки менеджмента

В данном вопросе необходимо осветить историю становления науки менеджмента. История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Ефрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.

Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов. Это было связано не в последнюю очередь со строительством пирамид и другими крупномасштабными работами, предполагающими использование труда множества людей.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) создал свод законов управления государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответственности. В 500 г. до н.э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования. Известный древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда. В своих выступлениях он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, та как везде преуспеть у него нет возможности. еликий Сократ, анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Таким образом, он сформулировал идею об универсальном характере управления.

В ответе можно остановиться на идеях великих мыслителей средних веков и эпохи Возрождения. Так, в 1513 г Николо Макиавелли в «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти: «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями». Великий английский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.

Во второй половине XIX столетия наряду с эмпирическими рекомендациями в управление стали внедряться результаты прикладных исследований и экспериментов. Они помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда.

В 1813 г. английский ученый Роберт Оуэн в «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам». Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик, провел широкомасштабный социальный эксперимент. Его суть состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха. Своим экспериментами Оуэн на практике опробовал идею социального партнерства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столетия, а в XIX веке она была предана забвению.

Целостной науки об управлении к концу XIX в. еще не сложилось, – эта задача была решена уже в XX столетии. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики менеджмента: подход с позиции выделения различных школ, процессный, ситуационный и системный походы. При ответе необходимо раскрыть данные подходы, назвать их авторов.

Подходы к управлению. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

1.Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления (Ф. У. Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет и Генри Гантг), административного управления (Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни, Алфред П. Слоун), человеческих отношений и науки о поведении (Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо, Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас МакГрегор и Фредерик Герцберг), а также науки управления, или количественных методов.

2. Процессный подход (Анри Файоль, А.Маслоу, Д. Мaк-Клeллaнд, Ф. Гepцбepг) рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

3.В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

4. Ситуационный подход (Мэри Паркер Фоллет, Ральф Стогдилл) концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации. так и в окружающей среде, то самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: