Речевая деятельность и ее виды

Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Когда человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью.

Существует 4 вида речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Речевая деятельность возможна только при наличии речемыслительного аппарата.

Речевая деятельность носит социальный характер, т.к. она является частью общественной деятельности человека. Для ее осуществления требуется коллектив (не менее 2 человек). Речевая деятельность складывается из процессов, обеспечивающих осуществление акта речи.

Процессы

S   A
порождение   прогнозирование
говорение понимание
(восприятие) реагирование
понимание    

S и А – участники диалога (S – субъект, А – адресат)

этапы Начальный этап осуществления речевой деятельности Второй этап (порождение, структурирование высказывания) Третий этап (говорение)
глаголы обдумывать продумывать рассуждать обмозговывать соображать   повествовать докладывать рассуждать рассказывать разглагольствовать

Продукт речевой деятельности – речь, высказывание.

Основные принципы русской орфографии

А. Ведущий принцип – морфологический.

Основан на одинаковом написании морфем (независимо от произношения) – корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфологический принцип помогает находить родственные слова, устанавливать происхождение слов.

Задание 1. Подберите однокоренные слова к следующим существительным.

Лед – … Подсолнечник – … Отец – … Смех – … Город – … Жар – … Начало – … Вера – … Корень – … Рука – …

Задание 2. Подберите 10 существительных с суффиксом -тель со значением деятеля. Запишите их в тетрадь.

Задание 3. Объясните происхождение следующих слов.

Законотворчество, мздоимство, жидкокристаллический, энергосберегающий, конкурентоспособный, междоусобица, масс-культура, маркетология, макроэкономика, иммунодефицитный, двоевластие.

Б. Отступление от морфологического принципа

Фонетическое написание

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в следующих словах. Объясните правописание приставок в этих словах.

Ра…бить, ра…пилит, бе…зубый, бе…сердечный, во…разить, во…питать, и…гнать, и…пить, ни…ввергать, ни…ходить, чре…мерный, чере…полосица.

Традиционное написание

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в следующих словах. Можно ли проверить правильность написания этих слов? Как можно объяснить их правописание?

К…рова, с…бака, т…пор, м…рковь, к…лдун, исп…лин, л…пша, б…р…бан, чу…ство, праз…ник, лес…ница, к…л…рит, инт…лл…гент, те…аса, а…уратный, о…онент.

В. Дифференцированное написание одинаково звучащих, но разных по значению слов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: