Наиболее распространенными местами ДТП являются следующие.
1. Участки дорог, проходящие через населенные пункты, для которых характерно:
интенсивное движение пешеходов и велосипедистов;
автомобили, останавливающиеся на обочинах;
близкое расположение от дороги зданий и сооружений;
движение гужевых повозок;
безнадзорно пасущийся домашний скот на прилегающей к дороге территории.
2. Кривые малых радиусов, на которых превышение скорости приводит к заносу транспортного средства (ТС).
3. Участки дорог с большими продольными уклонами. Основной причиной аварий при движении ТС на подъем является выход на полосу встречного движения при обгоне в верхней части подъема, а при движении под уклон - превышение скорости в нижней части спуска.
4. Участки с ограниченной видимостью в плане или продольном профиле, где обгоняющий транспорт выезжает на полосу встречного движения.
5. Пересечение и примыкание дорог в одном уровне.
6. Пересечение дорог в разных уровнях, на которых переходно-скоростные полосы отсутствуют или имеют недостаточную длину.
|
|
7. Малые размеры кривых и недостаточная ширина проезжей части съездов.
8. Неудачная расстановка знаков или их отсутствие на пересечениях.
9. Узкие мосты и путепроводы.
10. Скользкие или неровные участки покрытия.
Анализ наиболее распространенных мест ДТП позволил представить основные недостатки дорог в виде таблицы, где в процентном выражении представлены дорожные условия, явившиеся причиной возникновения ДТП (по данным, опубликованным в 2003г.).[8]
Таблица 1.4.
Причины ДТП
Недостатки дорог | Дороги общегосударственного и республиканского значения | Другие дороги |
Скользкое покрытие | 71,9 | 51,9 |
Покрытие с неровностями | 9,6 | 22,5 |
Радиус кривой в плане меньше нормы | 0,5 | 0,9 |
Отсутствие или недостаточная ширина обочин | 0,8 | 1,3 |
Плохое состояние обочин | 5,2 | 4,8 |
Отсутствие карманов для остановки автобусов | 0,3 | 0,1 |
Отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек | 1,1 | 1,4 |
Отсутствие обозначений пешеходных дорожек | 0,3 | 0,2 |
Отсутствие удерживающих, ограждающих устройств | 0,9 | 1,6 |
Ограничение видимости из-за строений, насаждений и других препятствий | 0,5 | 1,3 |
Недостаточное освещение проезжей части | 0,9 | 0,7 |
Сужение проезжей части дорожно-строительными машинами или материалами | 1,8 | 2,9 |
Отсутствие ограждений в местах проведения работ | 0,9 | 1,5 |
Отсутствие знаков в необходимых местах | 2,0 | 3,7 |
Плохая видимость знаков днем и ночью | 0,3 | 0,3 |
Отсутствие разметки | 1,3 | 0,3 |
Плохое содержание дорог в зимнее время | 7,6 | 4,7 |
Несоответствие габарита моста ширине проезжей части дороги | 0,2 | 0,5 |
Несоответствие оборудования железнодорожных переездов требованиям | 0,2 | 0,1 |
Другие недостатки | 5,8 | 11,2 |
Было проанализировано 72 фактора системы ВАД: 10 - относящиеся к водителю, 31 - связанные с автомобилем и 31 - с дорогой.[9] По результатам проведенного исследования с учетом их частоты встречаемости в экспертных заключениях, значимости влияния на выводы экспертов, эффективности их взаимодействия определены интегральные коэффициенты весомости каждого фактора в ДТП (в экспертном аспекте), которые рассчитаны по формуле:
|
|
kα = (kc*kв*kэ) / (72∑ kc*kв*kэ ),
где kc - коэффициент статистики аварийности ГИБДД;
kв - коэффициент частоты встречаемости в экспертном заключении;
kэ - коэффициент эффективности использования уточненной (более дифференцированной) области определения фактора.
Это позволило отобрать основные ДТФ, влияющие на механизм ДТП или связанные с его обстоятельствами и подлежащие экспертному исследованию.
Основные ДТФ, влияющие на ДТП.
1. Коэффициент сцепления автодороги:
1.1. в продольном направлении;
1.2. в поперечном направлении.
2. Расстояние видимости дороги и препятствия
в темное время суток.
3. Расстояние видимости в светлое время суток:
3.1. поверхности дороги в продольном профиле; предмет другого
3.2. встречного автомобиля в продольном профиле; учебного
3.3. поверхности дороги в плане пособия
на криволинейном участке;
3.4. встречного автомобиля в плане
на криволинейном участке.
4. Уклон:
4.1. продольный;
4.2. поперечный.
5. Радиус кривой в плане:
5.1. постоянный;
5.2. переменный.
6. Радиус кривой в профиле:
6.1. выпуклой кривой;
6.2. вогнутой кривой.
7. Ширина проезжей части, обочин.
8. Уширение проезжей части.
9. Показатели микропрофиля, шероховатости покрытия.
10. Ровности дорожного полотна.
11. Границы перекрестка, угол пересечения направлений
и др.[10]