Классификация функций государства

В юридической теории, а отчасти и в практике существует множество оснований классификации функций государства.

1. По времени действия: постоянные и временные.

2. По сфере политической направленности: внутренние и внешние.

3. По сферам общественной жизни: экономические (развитие экономики), социальные (охрана прав и свобод), политические (охрана суверенитета), идеологические (образование, наука).

4. По значимости: основные и неосновные (другая точка зрения - глобальные и региональные).

5. По процессу реализации государственной власти: законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные, правопримерительные

К внутренним функциям относят:

1) экономическая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

2) социальная функция проистекает из положения ч.1 ст. 7 Конституции России о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве; Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляется системой правоохранительных органов, среди которых важная роль принадлежит органам правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и др.;

4) развития культуры, науки и образования, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, которая основывается на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охраняется законом интеллектуальная собственность;

5) политическая функцияеё содержание в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия и государственного суверенитета;

6) экологическая функция: о бъективным фактором являются развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Будучи огромным благом для людей, НТР вместе с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство. В таких условиях проблема экологии вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения Земли, сохранения человечества. В ст. 42 Конституции РФ, например, зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»;

7) налогообложение и финансовый контроль с одержание данной функции составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан, а также за счет предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

К внешним функциям относят:

1) интеграция в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, посредством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономических связях;

2) обороны страны. Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства - обеспечение его военной безопасности.

Согласно этой функции Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов, сотрудничества и укрепления связей с другими странами.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организа-

ции: Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и другие;

4) обеспечения мира и поддержания мирового по-рядка.

Данная функция охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом. В-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЕ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двухсторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями. В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры;

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для осуществления и развития человеческой жизни. Для охраны окружающей среды используется новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Неосновные функции (будучи составными структурными частями основных функций) представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

Постоянные – выполняются государством в течение длительного времени.

Временные – обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают своё значение.

Охранительные – деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений.

Регулятивная – деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: