Библейские тексты для исследования: Дан. 8; Откр. 14:6, 7; Числ. 14:34; Дан. 9:24—27.
Памятный стих: «И сказал мне: „на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится”» (Дан. 8:14).
Для лучшего понимания вести Святилища изучите приведенную схему, которая подтверждает, что сцена великого суда в Дан. 7 (эту тему мы проходили на прошлой неделе) является тем же событием, что и очищение святилища в Дан. 8:14.
Дан. 7 | Дан. 8 | Толкование |
Лев | Вавилон | |
Медведь | Овен | Мидо-Персия |
Барс | Козел | Греция |
Четвертый зверь | Рим языческий | |
Малый рог | Малый рог | Рим папский |
Суд перед | Очищение | Эсхатологический |
Передача царства святым (II Пришествие) | День искупления |
На этой неделе мы будем изучать Дан. 8 и увидим связь между следственным судом и очищением Святилища. Мы также поймем, к чему приведет конфликт между малым рогом и Богом.
Воскресенье 1 декабря
АТАКА МАЛОГО РОГА
Прочитайте Дан. 8. Обратите особое внимание на стихи 9—14 и 23—25. Против чего выступает малый рог?
Сила рога противодействует поклонению Вождю воинства (стих 11, сравните с текстами Ис. Нав. 5:13—15). Она отнимает у Него ежедневную жертву (Дан. 8:11, 12) (на еврейском «тамид») — этим словом обозначены различные аспекты ежедневного служения в земном святилище — служение жертвоприношения, воскурение фимиама и т. д. Поскольку в святилище это служение совершал священник или первосвященник, рог пытался захватить роль первосвященника и отнять ежедневную жертву В данном случае, учитывая пророческий контекст (в период папского Рима), очевидно, что атака предпринимается против первосвященнического служения Христа.
Таким образом, малый рог узурпирует функции Небесного Первосвященника и препятствует постоянному поклонению Богу на Земле. Рог действует как ложный «вождь воинства», ведя религиозную войну против Божественного Вождя воинства, Его Святилища и Его народа. Малый рог становится земным орудием сатаны. Сказано, что все это будет совершаться «хотя и не его силою» (Дан. 8:24). Все эти действия отражают вселенскую войну, которая проходит на двух уровнях — земном и небесном.
Четвертый зверь, страшный и ужасный (Дан. 7:7), представляет собой языческий Рим, а малый рог, который следует за овном (Мидо—Персия, Дан. 8:20) и козлом (Ереция, Дан. 8:21), вырос на теле Римской империи и представляет собой папский Рим; это главный фокус видения.
Как сказано выше, ежедневная жертва (тамид) указывает на постоянное служение в Небесном святилище. Отнятие рогом ежедневной жертвы символизирует отнятие у Вождя Христа жертвы хвалы, плода уст (см. Евр. 13:15) т. е. молитв благодарения, прославления и покаяния, посредством таких папских нововведений, как посредническое священство, месса (рассматриваемая как приношение буквальных тела и крови Христа), исповедь перед священником, поклонение деве Марии. Посредством всего этого малый рог фактически переориентировал человечество с Небесного Первосвященника Христа и Его ходатайственного служения на земного, смертного человека. Никто из нас не защищен от опасности превознести себя до уровня бога. Как это может проявляться в вашей жизни (хотя и очень незаметно)?
Понедельник 2 декабря
«НА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?»
Когда овен и козел возвеличились, а затем пали (Дан. 8:4, 7, 8), тогда возвысилась сила рога (Дан. 8:9—11). Следовательно, возникает вопрос: «На сколько времени простирается это видение?»
Какими конкретными действиями вызван вопрос в Дан. 8:13?
В Писании вопрос: «На сколько времени?» всегда звучит в контексте изменения настоящей ситуации. Мы встречаемся с этим вопросом, когда Бог или Его пророки обращаются к народу (Исх. 10:3; Числ. 14:27; 3 Цар. 18:21). Также этот вопрос задает Богу Его народ (Пс. 93:3; Откр. 6:10) и ангел (Зах. 1:12). Восклицание святого: «На сколько времени?» (Дан. 8:13; 12:6) выражает не только буквальный вопрос о времени, но это и горестное стенание из—за длительного бедствия, мольба о перемене, воззвание к Божественному правосудию. Этот вопрос выражает ожидание, что в конечном итоге Бог одержит победу.
Как и в Зах. 1:13, где Яхве произнес «слова благие, слова утешительные», ответ на вопрос, заданный в Дан. 8:13, приходит незамедлительно: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (стих 14).
Если мы осознаем состояние современного человечества и теперешнее пророческое время, то не сможем молчать. Вопль: «На сколько времени?» вновь должен прозвучать. Елядя на наш мир, разве можно удержаться от мольбы о том, чтобы Еосподь пришел и сотворил новый мир, в котором «обитает правда» (2 Пет. 3:13)? Хотя сегодня Бог совершает служение, как обещано в Дан. 8:14, мы жаждем, чтобы Он положил конец царству зла на Земле и по Своим многократным обетованиям возвратил человеку все утраченное из—за грехопадения.
В каких ситуациях вы задавали Богу вопрос: «На сколько времени?» Как вам удается не терять надежду, что Бог действительно всем управляет, какой бы мрачной ни казалась настоящая ситуация и независимо от того, «на сколько времени» продлится эта ситуация до наступления перемен?
Вторник 3 декабря
ОЧИЩЕНИЕ СВЯТИЛИЩА
Прочитайте Дан. 8:14. Что происходит в конце периода в «две тысячи триста вечеров и утр»?
Фраза «вечеров и утр» указывает на один день или сутки (Быт. 1:5, 8 и т. д.) Временное исчисление этого периода мы проведем в уроке за Четверг и пятницу. А сейчас обратим внимание на терминологию текста Дан. 8:14.
Ответ, данный в этом тексте, можно прочитать следующим образом: «До двух тысяч трехсот вечеров и утр [лет]; и тогда святилище будет очищено». Изучение терминов, параллельных слову «очистить» (от еврейского «ницдак»), показывает, что оно имеет три основных значения: в относительном (родственном) контексте обозначает восстановление (Ис. 10:22)', в контексте святилища обозначает очищение (Иов. 4:17; 25:4); в судебном контексте — оправдание (Иов. 34:5). Тот же глагол используется в контексте Божьего вмешательства в судебный процесс, когда праведных оправдывают или объявляют праведными (3 Цар. 8:32; Ис. 50:8). Слово кодеш — «святилище» в Дан. 8:14 и слово «очистится» отсылают нас к Лев. 16 главе, где описано очищение земного святилища. Слово кодеш в этой главе используется в значении «святилище». Поэтому в Дан. 8:14 речь идет об очищении Небесного святилища. Этот процесс подразумевает, как мы уже отмечали прежде, оправдание
Божьего народа. Более того, в процессе следственного суда оправдывается характер, правление и Закон Самого Бога.
Каким образом будет происходить очищение Святилища? «Небесное очищение включает в себя удаление греха из небесных книг или записей. Субъективно грешник получает личное прощение на условии ежедневного покаяния и исповедания грехов, обретая спасение в Господе; объективно записанные и прощеные грехи удаляются на Небе после того, как дело каждого верующего по исповеданию будет разобрано на следственном суде» (Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 606).
Таким образом, очищение Святилища, о котором говорится в Дан. 8:14, включает решение всех проблем, оговоренных в приведенном ранее вопросе. Божьему народу и Божьему святилищу будет даровано их законное положение. Характер Бога, Его правление и Закон будут оправданы. Здесь уместно провести параллель с тем, что происходило в ветхозаветный День искупления (см. Лев. 16:20, 30).
Работа очищения, показанная в Дан. 8, идентична Божественному суду, описанному в Дан. 7, где суд проходит в пользу святых, а сила малого рога осуждена.
Мир должен знать, что придет время суда и справедливости, как предсказано в Дан. 8:14, и что теперь настало время принять спасение, дарованное нам в Иисусе.
Прочитайте Откр. 14:6, 7. Как эти стихи напрямую связаны с судом из Дан. 7 и очищением Святилища из Дан. 8?
Среда 4 декабря
ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ В ВОСЬМОЙ ГЛАВЕ КНИГИ ДАНИИЛА
Малый рог направляет свою атаку против Божьего Небесного святилища и Божьего народа. Что готовит им будущее? Об этом же звучит вопрос в Дан. 8:13. Однако только День искупления может возвратить Святилище и народ Божий в их законное положение и таким образом оправдать Бога в Его делах. Поэтому ответ в Дан. 8:14 подразумевает День искупления. Фактически прообразный День искупления — это единственный обрядовый день, вбирающий в себя такое же сочетание выдающихся тем, что и в кульминации видения из Дан. 8: образы святилища, очищение святилища и суд.
Некоторые термины из Дан. 8 также указывают на суд, который происходил в День искупления. Рог действует в духе восстания (12—й стих в другом переводе начинается так: «По причине восстания») (Дан. 8:12, 13). Итак, термин «восстание» особым образом выделен в Лев. 16:16, 21 (в русском переводе дважды повторяется слово «преступление», но еврейское слово «пэша» означает «восстание», «бунт»). Это слово означает дерзкий грех. «Согласно Даниилу, в какой—то момент эсхатологического Дня очищения осквернение священнического служения Мессии, совершаемое малым рогом, закончится, поскольку рог будет истреблен. В Ветхом Завете подобное осквернение святилища исправлялось путем истребления грешника, а не посредством жертвенного искупления (Иер. 51:11; Иез. 7:22; 25:3)... Проблема решалась... смертью виновного. Даниил при—меняет тот же самый юридический принцип к нечистой власти малого рога» (Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 293).
Слово «святилище» (кодэш) выразительно связывает Дан. 8:14 с Лев. 16. Очищение Святилища, возвращение его в прежнее состояние напоминает День искупления, когда святилище очищается от всех грехов (Лев. 16:16). Особое использование образов жертвенных животных — овна и козла, приносимых в День искупления (Лев. 16:5), а также упоминание косматого козла (см. Дан. 8:21), соответствующих описанию двух козлов, присутствовавших в День искупления, несомненно, указывают на этот день.
Как в День искупления Бог являл справедливость Своих дел и решений, прощая верных и осуждая неверных и дерзких, так и эсхатологический День искупления подтвердит справедливость Божьего решения относительно спасения праведных и наказания отступников.
Текст Дан. 8:14 свидетельствует: даже после долгих веков Господь не забыл Своих обещаний, что Он накажет зло и вознаградит святых. Как вы можете научиться доверять этим обещаниям, особенно во время испытания? В конце концов, какую надежду мы бы имели, если бы не эти обещания?
Четверг 5 декабря
ВОСЬМАЯ И ДЕВЯТАЯ ГЛАВЫ КНИГИ ДАНИИЛА
Слово «видение» (на еврейском хазон) в вопросе, звучащем в Дан. 8:13, касается всего видения, описанного в Дан. 8:3—11 (см. Дан. 8:1, 2, 13, 15), и включает период царствования Мидо—Персии (овен), Греции (козел) и папского Рима (малый рог). Поскольку длительность видения обозначена периодом в «две тысячи триста вечеров и утр», значит, этот период начинается со времени Мидо—Персидского царства и длится до конца времени. Текст неоднократно подчеркивает, «что видение относится к концу времени» (Дан. 8:17, 19) и «к отдаленным временам» (Дан. 8:26). Но буквальные 2300 дней никак не могут охватить временной промежуток видения. Поэтому, следуя правилу, записанному в Иез. 4:5, 6 и Числ. 14:34, мы должны толковать пророческий день в соответствии с принципом «день за год», то есть 2300 дней — это 2300 лет.
Остается вопрос: «Когда начинается период в 2300 лет?»
Исследователи Библии, как иудеи, так и христиане, видят тесную связь между Дан. 8:14 и Дан. 9:24—27. Долгое время эти отрывки рассматривались как могущественные пророчества, указывающие на Пришествие Мессии, Иисуса.
Прочитайте Дан. 9:24—27. О чем повествуют эти стихи? Как они связаны с Дан. 8:14?
В то время как слово «видение» {хазон) относится ко всему пророчеству Дан. 8, другое слово «марэх», переведенное как «видение», указывает конкретно на «видение [марэх] о вечере и утре» (Дан. 8:26). Этого «марэх» о 2300 днях Даниил не понимал (Дан. 8:27). Все остальное объяснил ангел.
Через несколько лет тот же ангел Гавриил явился Даниилу с особой вестью, чтобы пророк смог уразуметь «видение» [марэх] о 2300 днях (Дан. 9:23). Пророчество о 70 неделях в этих стихах помогает нам понять пророческий временной элемент в Дан. 8:14. Слово «определены» (еврейское «хатак») в начале Дан. 9:24, которое также можно перевести как «выделены» или «отрезаны», особым образом указывает на то, что 70 недель составляют часть от более длительного периода в 2300 дней. Таким образом, 70 недель «отрезаны» от более длительного периода в 2300 дней, о котором говорится в Дан. 8:14. Это является ключом к определению точки отсчета пророческого временного периода, изображенного в Дан. 8:14 (В завтрашнем уроке этот вопрос изложен более подробно).
Пятница б декабря
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ:
Прочитайте из книги Э. Уайт «Великая борьба» главы «Что такое святилище?» (с. 409—422) и «Во Святом святых» (с. 423—432).
В Дан. 9:24—27 начало 70 недель отмечено выходом повеления «о восстановлении Иерусалима» (Дан. 9:25). Книга Ездры сообщает о трех декретах относительно Иерусалима и храма, но только третий декрет, о котором написано в Езд. 7:12—26, «является исполнением того, что написано в Дан. 9:25, поскольку там упомянуто как строительство города Иерусалима, так и восстановление храмового служения. Этим повелением, изданным в 457 г. до P. X., персидский царь Артаксеркс I восстановил религиозно—политическую автономию Иерусалима и самоуправление, разрешив покупать животных и приносить их в жертву (Ездр. 7:17), а также назначать судей, знающих “законы Бога твоего” (стих 25). Этим указом даже восстанавливались все судебные полномочия, связанные с наказанием преступников, включая тюремное заточение, конфискацию имущества, ссылку и смертную казнь» (Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 602). Итак, этот указ касался реконструкции храма и восстановления Иерусалима как политического и административного центра (Езд. 7:25, 26). В Библии только после этого указа следует благодарение и прославление Бога за то, что Он повлиял на царя (Езд. 7:27, 28). Более того, только если мы берем 457 г. до P. X. как точку отсчета, 70 недель (то есть 490 лет) достигают времени «Христа Владыки» (Дан. 9:25—27). Итак, пророчество о 70 неделях дает нам точную дату начала периода в 2300 вечеров и утр. Он начинается в 457 г. до P. X. и заканчивается через 2300 лет в 1844 г. н. э.
Вопросы для обсуждения:
1. Если есть возможность, объясните более подробно и исследуйте тесную взаимосвязь между Дан. 8:14 и Дан. 9:24~27. Каким образом эта взаимосвязь свидетельствуете важности пророчеств, записанных в упомянутых главах?
2. Эллен Уайт писала: «Истины о святилище и следственном суде народ Божий должен понимать очень ясно. Всем надо отчетливо уяснить для себя, чем занят их великий Первосвященник. В противном случае у людей не будет необходимой в наше время веры и они не смогут занять положение, предназначенное для них Богом» (Великая борьба, с. 488). Как вы думаете, что автор имела в виду? Почему для нас так важно понимать эти истины?
3. Повествуя о малом роге, пророчества Дан. 7 и 8 говорят исключительно о папском Риме и ни о чем другом — ни о коммунизме (как некоторые утверждали в прошлом), ни об исламе (как утверждают некоторые сейчас). Как мы можем оставаться верными этому учению, не раня при этом чувств других людей? Почему мы должны показывать, что речь идет о системе, а не о людях?
Миссионерская история
ДИЛЕММА САМБЫ ДЖИН
Самба Джин любил ходить в лес, находящийся рядом с его домом в центральной части Мадагаскара, чтобы собирать растения для магии. Хотя их семья считает себя христианской, его отец не видит никаких проблем в том, чтобы быть христианином и практиковать колдовство. Он использует палки и кости, чтобы увидеть проклятие, и магические травы, чтобы разрушить проклятие, принести удачу или исцелить своих клиентов.
Когда Самбе Джин было 14 лет, друг пригласил его на евангельские встречи. Самба внимательно слушал проповедника, читающего Слово Божье. Он услышал то, что совершенно отличалось от учений его отца и священника. «Кто же прав?» — задавался вопросом мальчик. Чем больше он размышлял об этом, тем больше убеждался, что пастор адвентистов седьмого дня, читающий Слово Божье, учил истине. Он осознал, что силы отца исходили от дьявола.
Самба Джин провел много бессонных ночей, пытаясь решить, что он должен делать с новыми истинами, которые открыл для себя. «Что дьявол сделает со мной, если я откажусь помогать отцу?» — спрашивал он себя.
Отец Самбы пытался заставить своего сына участвовать в магических церемониях, но Самба отказывался. Мальчик хотел полностью отдать свою жизнь Богу, чтобы освободиться от силы дьявола. Но родители настойчиво утверждали, что он предаст их церковь.
Самба Джин попросил пастора крестить его, однако продолжал посещать церковь родителей, чтобы сохранить мир в семье. Но пастор объяснил Самбе, что крещение — это отказ от всех других религий и принятие только Божьей истины.
Самба продолжал изучать Библию и вскоре понял, что должен оставить веру своего отца и полностью присоединиться к Церкви адвентистов седьмого дня. Когда он рассказал о своем решении родителям, отец отказался разговаривать с ним, а другие члены семьи назвали его предателем.
Самба встал на сторону Бога и сейчас пытается делиться своей верой с семьей. Но его отец настаивает на том, что колдовство обладает всей силой, в которой он нуждается. Чтобы соблюдать субботу, Самба вынужден проводить в церкви весь субботний день. Он рассказывает клиентам отца, что уже не верит в колдовство и что Бог могущественнее, чем колдовство отца. Некоторые клиенты отца вместе с Самбой сейчас изучают Библию.
— Я молюсь, чтобы мои родители оставили ложную веру и следовали за Богом, — говорит Самба Джин.
Наши миссионерские дары помогают находить по всему миру таких людей, как Самба Джин. Спасибо за вашу жертвенность, которая помогает другим встретить своего Спасителя.
Самба Джин живет на холмах рядом с Антананариву, Мадагаскар.