Среди отечественных экономистов конца XIX – начала XX вв. наибольшее внимание методологии экономической науки уделял М. И.Туган-Барановский (1865–1919)[333]. Вопросы предмета, метода и категориального аппарата экономической науки он рассматривал в «Основах политической экономии». Исследуя предмет экономической науки, он пишет, что народном хозяйстве действуют силы двоякого рода:
· бессознательные, стихийные силы взаимодействия единичных хозяйств;
· сознательное, целесообразное регулирование хозяйственных процессов общественной властью.
Следовательно, народное хозяйство есть не только «стихийный комплекс единичных хозяйств», изучаемый «теоретической политической экономией», – в нем действует и регулирующая сила органов общественной власти, прежде всего, государства; на основе этого сознательного регулирования государством хозяйственных процессов возникает «наука экономической политики» [334].
Политэкономия, – констатировал Туган-Барановский, – изучает обе стороны экономического развития, но «по преимуществу стихийную закономерность свободного менового хозяйства»[335], ставя «высшей задачей науки» «открытие законов причинных или функциональных зависимостей»[336].
|
|
С.Н.Булгаков (1871–1944)[337] свое специфическое понимание предмета экономической науки изложил в 8-й главе книги «Философия хозяйства». С его точки зрения, «политическая экономия родилась под знаком меркантилизма, т.е. из вполне практических мотивов»; она «есть наука социологическая», «старшая дочь социологии», и, «как и социальная наука вообще, представляет собой единство экономической теории и экономической политики»[338]. Теория помогает ориентироваться в вопросах практического характера и дает общие рекомендации, предполагающие еще участие интуиции, творчества или хотя бы здравого смысла. Поэтому экономическая политика по природе своей есть «научное искусство».
Булгаков указывает, что, по мнению многих экономистов, «политическая экономия есть наука о народном богатстве», ее важнейшим понятием является понятие богатства. Однако данное понятие является аморфным и расплывчатым, поскольку трудно «приурочить определение богатства к какому-нибудь одному, даже и наиболее важному и наглядному признаку, хотя бы к материальным потребностям», потому что невозможно провести ясную черту, разграничивающую материальные и идеальные потребности. Даже, например, еда или одежда, – эти как будто наиболее материальные потребности, все-таки связаны с идеальными, «ибо и на них отражается общий духовный или культурный уровень человека. И, наоборот, литература, искусство, наука, блага идеальные, могут служить средством для удовлетворения материальных потребностей»[339].
|
|
Подвижность общественно-экономических явлений и универсальность отражающих их категорий обусловлена, по Булгакову, тем, что «человек есть воплощенный дух и одухотворенная плоть, духовно-материальное существо, и потому в его жизни не может быть проведено точной грани между материальным и духовным, все имеет и ту, и другую сторону, стало быть, все подлежало бы с этой точки зрения ведению науки о хозяйстве».[340] Такую постановку вопроса может принять лишь философия хозяйства; однако политическая экономия, которая «специализирует свои задачи», должна учитывать эту особенность бытия.
И, наконец, с точки зрения Булгакова, экономической науке «доступна лишь статика общества, а не его динамика», хотя «“законы” политической экономии имеют дело не только со статикой, но и с динамикой явлений, не только с их существованием, но и последовательностью»[341]. Он указывает, что экономическая «динамика имеет столь же статический и аналитический характер, как и статика: в ней лишь вскрываются и осуществляются уже данные и существующие возможности, потому что здесь принципиально исключена возможность новых, т. е. не предусмотренных данной закономерностью причин. Поэтому и она исходит из представления об исчерпывающем инвентаре действительности или подразумевает предпосылку ceteris paribus (при прочих равных условиях)»[342].