Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой:
# большой, желтый, маленький
# хороший, деревянный, плохой
# высокий, низкий, маленький
# большой, маленький, низкий
# желтый, длинный, зеленый
# тяжелый, длинный, легкий
# круглый, большой, овальный
I. Инструкция: «Логопед будет называть по три сло
ва, а ты скажи, какое слово лишнее».
# большой, желтый, маленький
II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лиш
нее».
3. Подбор синонимов к словам:
Материал для исследования: слова различных частей речи:
здание — глядеть —
парк - шагать -
улица — огромный —
боец — радостный —
доктор — торопится —
Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом. Например, здание = дом, утроение; парк =...?»
4. Подбор антонимов к словам:
Материал для исследования: слова и словосочетания: слова: день, горе, шум, поднимать, говорить, холодный, плохой, легкий, быстро, далеко и др.
словосочетания: холодный зимний день, холодный день, холодная вода в реке, холодная вода в кастрюле, холодная вода.
|
|
I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь
«наоборот». Например, день — ночь».
горе — говорить —
шум — холодный —
поднимать — плохой —
быстро — легкий —
далеко — утро —
II. Инструкция: «Замени в предложении слово «хо
лодный» словом «наоборот»».
холодный зимний день — холодная вода в реке — холодная вода в кастрюле — холодная вода — холодный день —
5. Объяснение значения слов:
Существительные
Материал для исследования: существительные, являющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы.
I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни,
что это слово значит».
овощи дерево
мебель одежда
посуда обувь
фрукты животные
цветы насекомые
II. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объяс
ни, что это слово значит».
свекла стол
яблоко вилка
астра. шуба
паук сапоги
береза собака
Прилагательные
Материал для исследования: слова, обозначающие разные признаки предметов: высоты («низкий»), ширины («узкий»), веса («тяжелый»), длины («короткий»), цвета («желтый»), величины («маленький»), вкуса («соленый»), температуры («холодный»), формы («круглый»).
Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».
высокий тяжелый
маленький круглый
желтый легкий
короткий низкий
длинный широкий
соленый холодный