Особенности урока физической культуры как фактор воспитания
Соотношение обучения и воспитания одна из фундаментальных педагогических проблем. Это нашло свое отражение в понятии «воспитывающее обучение». Воспитывающее обучение - это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, к учебному материалу. Тема воспитывающего обучения имеет долгую историю и отражается в соответствующем дидактическом принципе. Многие авторы педагогических исследований уделяли этому внимание.
Урок физической культуры и учебно-тренировочное занятие обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как важный фактор воспитания учащихся.
Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение.
Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, связанный яркими глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождаются применение соревновательного и игрового методов. Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощь, уважение к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость).
|
|
В-третьих, переживание благоприятных эмоций от проявления хороших отношений товарищей создаёт ощущение удовлетворения потребности в признании и вызывает ответное позитивное отношение к классу.
В структуре урока и учебно-тренировочного занятия как воспитательной ситуации можно выделить следующие компоненты:
ü содержание;
ü используемые методы педагогического процесса;
ü действия спортивного педагога и учащихся;
ü отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.
Содержание учебного материала урока физической культурыиучебно- тренировочного занятия в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физического упражнения. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся выполняющих данные двигательные действия, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности.
Целесообразно подобранные двигательные действия, которые характеризуются оптимальной трудностью, новизной, эмоциональностью, практической значимостью позволяют формировать необходимые качества.
|
|
Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, сопряженно, комплексно формируют волевые качества через прилагаемые волевые усилия на стадии утомления. Спуск с горы на лыжах требует проявления смелости.
Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метеорологические условия (дождь, ветер, жара и холод) увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели.
Методы организации педагогического процесса. Степень воздействия содержания учебного материала ограничена степенью включенностью школьников в учебный процесс. Степень включенности школьников в учебный процесс во многом определяется методами, которые использует учитель.
На уроках физической культуры широко используют игровой и соревновательные методы.
Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что, безусловно, содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т.д.
Соревновательный метод – это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности, занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. На уроке физической культуры он используется чаще всего в элементарных формах. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом или на лыжах и т.п.
Фактор соперничества в процессе мини - соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют как мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а так и для развития соответствующих качеств.
Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Поэтому необходимо использовать методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод.
Можно привлекать учащегося к занятиям физической культурой, но для формирования глубокого интереса к физической культуре необходимо так организовать деятельность, чтобы она возбуждала положительные эмоции, внутренние возбуждение и радость. Если переживания будут носить негативный характер (страх, смущение, вызванные реакцией других занимающихся), это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызывает отвращение.
Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является поведение и коммуникация спортивного педагога. Вызывает ли учитель и тренер у школьников своей интонацией, жестами, позой, мимикой, пространственным расположением, передвижением, другими экстра- и паралингвистическими и невербальными средствами чувство безопасности, признания, поддержки достижений или противоположные им: страха, отчуждения, отвержения, неуверенности.
|
|
Характер отношений педагог-учащийся должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:
· Принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:
ü педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;
ü знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них.
· Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это невозможно без определенной «степени свободы» учащегося.
· Принцип природосообразности (сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состояния здоровья (физического, психического, социального).
Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание воспитательного пространства урока - позитивного образа учителя, процесса учебной работы, предметного содержания, развиваемых и подкрепляемых соответствующим поведением и действиями педагога. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а через характер общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.