Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)

Материал: лист белой линованной бумаги, карандаш.

Инструкция: «По сигналу начинай чертить верти­кальные линии так, чтобы они не выходили за границы линейки».

По сигналу ребенок начинает чертить карандашом. По истечении десяти секунд дается сигнал об оконча­нии работы. После перерыва в тридцать секунд это же задание проделывается другой рукой.

Критерии оценки:

4 балла — выполнение задания в быстром темпе для обеих рук, начертание более 20 линий правой рукой и более 12 левой (для левшей наоборот);

3 балла — выполнение задания в быстром темпе для одной
руки (с указанием для какой руки выполнено задание), начертание более 20 линий;

2балла — выполнение задания в замедленном темпе, на­чертание более 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ гори­зонтальных линий, перемена скорости движений;

1 балл — выполнение в замедленном темпе, начертание за 20 секунд менее 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ гори­зонтальных линий, перемены скорости движения;

0 баллов — начертание менее 10 линий ведущей рукой, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, значительные перемены скорости движения.

Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики.

Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией использу­ются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной. При исследовании функций органов артику­ляции проводится анализ по следующим позициям:

— состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

—возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);

—качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).

В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:

- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

- обследование кинетического орального праксиса;

Кинетическая диспраксия (апраксия) выражается в трудностях при переключении с одной артикуляционной позы на другую.

Кинестетическая диспраксия (апраксия) выражается в хаотич­ном поиске нужной артикуляции при произвольном движении.

—обследование динамической координация артикуляционных движений;

—обследование мимической мускулатуры;

—обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией (см. график № 1). Пункты на графике с 14 по 19 отражают состояние артикуляцион­ной и мимической моторики. Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, арти­куляционного) на момент обследования. После прове­дения коррекционных мероприятий на графике отража­ется динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной ра­боты.

14. Обследование кинестетического орального прак­сиса

Процедура обследования.

Ребенку предлагается выполнить то или иное зада­ние по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).

1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»

А -? И-? О -? У -?

2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

3. Инструкция: «Произнеси [си] — [су], [ки] — [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ щи их, произнесении?»

4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесе­нии — за верхними или за нижними зубами?» '

Критерии оценки:

4 балла — правильный ответ;

3 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2 балла — поиск артикуляции, ответ с единичными ошиб­ками;

1 балл — неточный ответ, неточное выполнение задания;

б баллов — отсутствие ответа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: