Грамматические признаки письменной речи представляют собой особенности соблюдения или нарушения нормированного грамматического строя языка.
Грамматические особенности языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. На развитие грамматических навыков влияют факторы объективного и субъективного характера: способности человека, продолжительность и методика обучения языку.
Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно, с раннего детства, путем подражания речи взрослых, путем чтения, самообразования и, наконец, путем изучения в школе нормативной грамматики.
Однако под влиянием бытовой речи, местных диалектов, недостаточного усвоения правил, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от грамматических норм.
Общий уровень грамотности конкретного лица может быть высокой, средний или низкой.
В письме лиц с высокой степенью грамотности чаще всего встречаются ошибки в виде описок. Степень развития грамматических навыков можно считать высокой, если в рукописи имеются одна-две негрубые орфографические или пунктуационные ошибки и не более одной-двух – в выборе слов или построении предложений на 5-7 страницах школьной тетради.
Для лиц со средней степенью грамотности наиболее характерными являются ошибки, связанные с неправильным употреблением при письме приставок «пре» и «при» или же наречий и существительных с предлогами, а также неправильное написание падежных окончаний и окончаний глаголов, употребление некоторых слов в не свойственном им значении.
Средняя степень развития грамматических навыков характеризуется наличием в рукописи не более трех ошибок в выборе слов или построении предложений и не более двух грубых орфографических и двух грубых пунктуационных ошибок.
В рукописях лиц с низкой степенью грамотности обычно содержится большое количество грубых орфографических ошибок – «шкап», «сонце», необоснованное разделение слов по слогам, написание двух слов в одно, употребление слов в не свойственном им значении. Как правило, отдельные слова в одной рукописи пишутся то неправильно, то правильно, причем при неправильном написании характер допускаемых в них ошибок может также меняться. Обычно встречаются грубые ошибки пунктуации, проявляющиеся в отсутствии запятых (иногда даже в отсутствии точек между предложениями) или же в виде постановки неоправданных точек между предложениями и др. При низкой степени в рукописи может быть шесть и более ошибок в выборе слов или построении предложений, двенадцать и более орфографических и пунктуационных ошибок.
Соблюдение или несоблюдение в рукописном тексте правил пунктуации, а также наличие синтаксических ошибок позволяет в известных пределах составить представление о грамотности его автора. Причем степень развития грамматических навыков может быть определена и соответственно использована в качестве идентификационного признака для установления исполнителя рукописи только при наличии достаточно большого по объему почеркового материала (исследуемого и экспериментального). Лишь в этом случае можно выявить наличие тех или иных грамматических ошибок и проанализировать их с точки зрения устойчивости.