Задания для самостоятельной работы. 1. Составить и заполнить таблицу: «Сенсомоторная стадия развития (Ж

1. Составить и заполнить таблицу: «Сенсомоторная стадия развития (Ж. Пиаже)»

Возраст Название субстадии Характеристика развития
     

2. Решить задачи (письменно):

2.1. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

Назовите причину данного явления.

2.2. Саша (4 мес.), находясь в манеже, все время передвигается. Вот он обратил внимание на игрушку – яркий волчок. Он тянется ручками, выставив их далеко вперед, к игрушке, пытается схватить волчок, но промахивается.

Почему так происходит?

Что должен делать взрослый, чтобы научить ребенка действовать с предметами, игрушками?

2.3. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

Почему это случилось?

3. Подготовить конспект двух методик по изучению особенностей психического развития в младенчестве (на выбор студента).

Литература:

1.Авдеева, Н. Н. Вы и младенец: у истоков общения [Текст] / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. – М.,1991. – 160 с.

2. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000. С. 86-150.

3. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца [Текст] / Т. Бауэр. – М., 1979. – 320 с.

4. Выготский, Л. С. Младенческий возраст [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1984. С.269-317.

5. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб., 2006. С.206-348.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2002.

7. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.,1995.

Тема 2.3. Психическое развитие в раннем возрасте

Основные понятия: физическое и нервно-психическое развитие, особенности психических процессов, предметно-манипулятивная деятельность, развития речи, основные направления психического развития.

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 г. до 3 лет. Микропериодизация раннего возраста: 1) этап доречевого развития (1-1,5 лет); 2) этап речевого развития (1,5-3 г.). Синонимы:. преддошкольный возраст, раннее детство.

В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. На 2-м году ребенок ежемесячно прибавляет в весе на 200-250 г, в росте – на 1 см; в течение 3-го г. жизни вес ребенка увеличивается на 2-2,8 кг, рост – на 7-8 см. Совершенствуется деятельность органов чувств и систем организма: костной, мышечной, центральной нервной системы. Происходят качественные изменения в развитии функции коры больших полушарий. Увеличивается предел работоспособности. Формируются способность подражания, ходьба, развиваются различные движения рук, усваиваются правила общения.

Основные отличительные особенности психических процессов в раннем возрасте: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира.

Ведущая деятельность в раннем возрасте – предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями с культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки ж пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение.

Ранний возраст – период бурного развития речи ребенка Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на 2-м г. ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Вначале понимание речи осуществляется в пределах знакомой, часто непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации общения со взрослым. На 3-м г. понимание ребенком речи взрослого распространяется на предметы, недоступные его непосредственному опыту. На фоне развивающегося понимания речи происходит овладение словарем: в 1 г. дети знают 10-12 слов. в 1.5 г. - 30-40 (до 100), в 2 г. - 200-300, в 3 г. -1200-1500 слов. Начиная с конца 2-го и на протяжении 3-го г. усваивается грамматический строй речи. На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности, а также в процессе общения со взрослыми.

Основные направления психического развития детей в раннем возрасте: 1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сен­сорных эталонов (таких, как геометрические формы, цвета спектра); совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; овладение пассивном и активной речью; 4) формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры; 5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, стремлении достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентичности.

Под влиянием развития предметной, игровой деятельности и речи происходят качественные изменения в формировании восприятия, мышления памяти, внимания, воображения. Овладение предметной деятельностью, речью, общение со взрослыми и сверстниками закладывает основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, воображения, овладения социальными навыками, появлению новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствует формированию более глубоких знаний о себе.

Будущему специалисту необходимо уметь:

  • распознавать, диагностировать особенности психического развития детей от 1 года до 3 лет;
  • создавать условия для правильного развития ребенка и разрешения кризиса;
  • быть посредником между ребенком и окружающим миром;
  • повышать педагогическую культуру родителей.

План практического занятия

1. Когнитивное развитие в раннем детстве.

2. Социальное развитие ребенка раннего детства и кризис 3-х лет.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Разработка экспериментального исследования развития психологических особенностей ребенка раннего возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: