Наконец, последняя из функций менеджмента – контроль. Не будем говорить о его важности или необходимости: без контроля трудно представить полноценное управление организацией (как и без любой из рассмотренных функций). Разумеется, действенность контроля определяется, в конечном счете, всем процессом управления (если принять неверное управленческое решение, то никакой контроль не поможет достичь цели).
Контроль – это процесс измерения и оценки фактической траектории развития организации и сопоставления ее с плановой траекторией, позволяющей достичь цели.
Управленческий контроль – это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач.
В нормально работающих организациях цели контроля – оказать работникам помощь в осуществлении целей организации. Поэтому любой руководитель должен поставить дело таким образом, чтобы работники воспринимали процедуры контроля как само собой разумеющееся действие, не имеющее ни начала и ни конца.
|
|
Процесс контроля состоит из трех основных элементов: установления стандартов деятельности организации, подлежащих контролю; измерения и анализа ее результатов, информация о которых получена с ее помощью; корректировки хозяйственных и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.
Т.е. основными этапами контроля являются:
q задание базы для сравнения и временных этапов контроля;
q выявление значений измеряемых характеристик;
q обоснование необходимости корректировок базы сравнения;
q осуществление мероприятий, обеспечивающих обоснованные корректировки.
С помощью контроля можно:
Ø во–первых, заранее обнаружить во внутренней или внешней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее функционирование и развитие и своевременно на них отреагировать;
Ø во–вторых, своевременно выявить неизбежные в деятельности любой организации нарушения, ошибки и оперативно принять необходимые меры для их устранения;
Ø в–третьих, результаты контроля служат основой оценки работы организации и ее персонала за определенный период, эффективности управления ею. В результате контроль позволяет избежать в будущем неудовлетворительных результатов деятельности и создать необходимые предпосылки для стимулирования персонала.
Система контроля эффективна, если она является всеохватывающей, гибкой, экономичной, ориентированной на конкретные процессы, результаты, людей.
Количественно эффективность контроля определяется отношением денежного выражения результата контроля к затратам по его проведению.
|
|
Существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный – это организационный контроль, задача которого в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала и пр. к работе.
Текущий контроль обычно существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и ведется не только по количественным, но и по качественным показателям (уровень производительности, внедрение достижений НТР, новых методов работы и т.п.). Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение в рамках технологического процесса; загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов сырья; уровень текущих затрат; расходование денежных средств.
Итоговый контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов и составлением новых; он предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон.
Кроме того, контроль делится на внутренний и внешний. Внешний контроль осуществляется руководством. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ:
- От чего зависят уровни управления?
- В чем отличия уровней управления друг от друга?
- Каким образом происходит формирование структуры организации? Какие принципы построения и критерии при этом используются?
- Что такое линейная и функциональная структура управления? Где они используются? В чем их преимущества и недостатки?
- В чем разница между шахтной и линейно-штабной структурами?
- Основы бюрократической структуры. В чем её основные отличия?
- Определите типы департаментных структур. Принципы их организации?
- Что такое «полномочия» и «делегирование полномочий»?
- Какие существуют основные типы полномочий? В чём их отличие?
- Что такое стратегия организации?
- Что такое SWOT-анализ? В чём он заключается?
- Какими бывают стратегические альтернативы? В каком случае они выбираются?
- Какие известны группы эталонных стратегий? Чем они характеризуются и в каких случаях используются?
- Каким образом реализуется выбранная стратегия? Что такое «программа», «политика», «процедура» «правило»?
- Как разрабатывается бюджет организации?
- Что такое «Управление по целям»? Каким образом оно осуществляется? Какие имеет преимущества и недостатки?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ:
1. При вертикальном разделении труда:
а) производится установка руководителей по различным подразделениям организации;
б) вышестоящий руководитель координирует работу ниже стоящих руководителей;
в) поощряется инициатива нижестоящих руководителей.
2. Функции управления определяются:
а) организационно-правовой формой организации;
б) конъюнктурой рынка;
в) решаемыми задачами.
3. Основой стратегического планирования является прогноз развития:
а) внутренней и внешней сред предприятия;
б) внешней среды;
в) конъюнктуры рынка.
4. Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием:
а) внутренних движущих сил;
б) внешних движущих сил;
в) внутренних и внешних движущих сил.
5. Предварительный контроль – это:
а) контроль персонала;
б) контроль ресурсов;
в) контроль внешней среды.