Задания теоретического характера:
1. Дайте характеристику звуков р, рь по следующей схеме:
· место образования;
· способ образования;
· твердость – мягкость;
· звонкость – глухость.
2. Опишите статику (артикуляционный уклад) образования звуков р, рь.
Задания практического характера:
Организуется наблюдение студентов за коррекционной работой учителя-логопеда по исправлению ротацизма и параротоцизма у детей. Деятельность студентов организуется по следующему плану:
1. Определяют вид нарушения произношения звуков «р – рь». Уровень нарушенного произношения. (Ребенок читает стихотворение, составляет рассказ, произносит слова, слоги, звуки самостоятельно и отраженно и т. д.)
2. Определяют этап работы над звуком (постановка, автоматизация, дифференциация).
3. Заполняется следующая таблица:
№ п/п | Целевое назначение приемов и заданий логопеда | Ф.И. ребенка | Ф.И. ребенка |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Для выработки подъема кончика языка вверх Для выработки вибрации кончика языка Для выработки сильной направленной воздушной струи Исходная поза, опорный звук, используемые для постановки «р – рь». Приемы постановки. Речевой, картинный материал для автоматизации звуков: · в слогах: · в словах: · во фразах: · в самостоятельной речи: Речевой, картинный материал для дифференциации звуков: · р – рь · р – л · рь - ль |
4. Студенты работают в парах. Организуется деловая игра: «Логопед – логопат». Студенты друг на друге отрабатывают приемы постановки звуков «р – рь».
5. Студенты делятся на группы (по 3-4 человека). Каждая группа составляет конспект занятия с ребенком по коррекции ротацизма или параротацизма (этапы: подготовительный, постановки, автоматизации, дифференциации). Затем организуется деловая игра по проигрыванию ситуации коррекционного занятия. Организуется совместное обсуждение.
6. Определяется содержание работы следующего лабораторного занятия. С этой целью обсуждается план индивидуальных занятий детей с ротацизмом или параротацизмом. За каждым ребенком, с которым проводится работа, закрепляется группа студентов (2-3 человека), которые должны разработать конспект индивидуального занятия и подобрать необходимый практический материал.