(по Н.Е.Щурковой)
Осложненное поведение – дисгармоничное поведение, отягощенное несоответствием того, что совершает субъект с тем, что должно быть им произведено с точки зрения другого субъекта (общества, группы, партнера, коллектива, самого субъекта), т.е. поведение, выпадающее из контекста культуры. В таком состоянии может оказаться каждый.
Приемы, рекомендации:
1. Педагогу не следует выражать подчеркнуто свои эмоции, удивление по поводу такого поведения.
2. «Присоединиться» к субъекту осложненного поведения: словами «Ты не одинок», «Я тебя понимаю»; невербально.
3. Обрисовать предметный и социальный результат действий, поступков. Воспитанник должен очевидно представить негативные последствия осложненного поведения.
4. Представить иной образец поведения в качестве возможного решения.
5. Этическая защита, попытка оправдать случившееся серьезными причинами.
6. Апелляция к самосознанию субъекта.
7. Рождение неожиданного педагогического решения. («Все! Давай-ка мы…»)
|
|
ШОУ-технологии (по С.Д.Полякову)
Можно выделить три отличительных особенности шоу-программы:
- деление участников на выступающих и зрителей («сцену» и «зал»);
- соревновательность на сцене (сценарий, процедура оценивания);
- импровизация и эмоциональное заражение участников шоу.
Этап подготовки шоу
1. «Сцена»
- решение о принципе отбора участников (полная добровольность, добровольность с условием, предварительный отборочный тур, представительский принцип и пр);
- выбор формы проведения шоу, формирование команд, домашние задания, правила поведения на сцене;
- решение о ведущем, составление программы, репетиция ведения шоу.
2. «Зал»
- решение о способе формирования зала (без ограничения, по билетам, по квотам);
- расположение зрителей; если необходимо – деление «зала» на группы;
- настрой «зала» (обращение к зрителям в объявлении, пригласительном, слово ведущего, специальные правила для «зала», символика и др.);
- задания для «зала».
3. Оценивание команд (что оценивается, кто, когда, по каким критериям, каким образом (техника процесса оценивания)).
4. Оформление (сцена, зал, реклама, плакаты; эмоционально-притягательное оформление основного содержания, ценностей, настроения).
Основная часть – соревновательное взаимодействие
Взаимодействие команд может быть прямым (обращение друг к другу), опосредованным (выступление по очереди) или «смешанным».
Ориентация на законы сценического действия: завязка, развитие, конфликт (кульминация), развязка.
Финал
1. Итоговое оценивание
2. Смягчение соревновательности действием, словами, объединяющими «сцену», и действиями, объединяющими «зал» и «сцену» (общая песня, ритуальное действо и т.п.).