Ко второй половине XIX века в условиях утверждения на территории Российской империи капиталистических отношений значительную остроту приобрел вопрос о реорганизации дела общественной помощи различным категориям нуждающихся.
Среди реформ 60-70-х гг. в России, вызвавших резкий качественный рост благотворительного движения, особое место принадлежит земской реформе. Земства — выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах.
Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г., введение органов земского самоуправления перешли дела приказов общественного призрения.
Оформляется система социальной помощи на основе территориального принципа. Приняв у приказов подчиненные им благотворительные заведения (богадельни, больницы, дома умалишенных и инвалидные дома, детские приюты и т.д.), земства взяли под свою опеку строительство новых благотворительных заведений, доставление нуждающимся крова, пищи и ухода, призрение и воспитание детей, устройство бараков и временных помещений для переселенцев и отхожих рабочих, странноприимных домов и других учреждений общественного призрения.
|
|
Уже через несколько лет земствам удалось значительно улучшить качество обслуживания социально-уязвимых слоев населения, увеличить количество благотворительных заведений, найти и применить на практике новые формы социальной помощи нуждающимся. К началу 90-х г. число лиц получивших помощь в губерниях, в которых действовали земства, в 9-10 раз превысило их количество в неземских губерниях. Земская система призрения была более мобильна и имела более широкую сеть услуг, чем приказная.
Необходимо отметить, что понятие «общественное призрение» в то время распространялось прежде всего на такие категории нуждающихся, как нищие и нетрудоспособные. Главные расходные статьи земских бюджетов составляли затраты на строительство и работу народных школ, медицинских учреждений и т.д.
По примеру городских попечительств о бедных, земства создали аналогичные попечительства на селе, где участок совпадал с границами низшей территориальной единицы в составе уезда — волости. В состав земских попечительств входили землевладельцы, должностные лица крестьянского самоуправления, выборные из крестьян, обязательно — священник, врач и учитель. Всего — 11 человек. Введение в белорусских уездах земских попечительств о бедных значительно индивидуализировало социальную помощь нуждающимся в соответствии с имевшимся уже в этой сфере социальной работы отечественным и зарубежным передовым опытом. Попечительства должны были, во-первых, тщательно обследовать положение каждого семейства, просящего пособия; во-вторых, определить вид и размер требуемой помощи; в-третьих, приискивать для удовлетворения нужд местные средства, состоящие из пожертвований, субсидий земских, городских и других учреждений, и, в-четвертых, заказывать самую помощь, т. е. производить пособия. Реально участковые попечительства оказывали нуждающимся различные виды услуг в самых разнообразных формах: выдача денежных пособий, устройство на работу, врачебное консультирование, помещение в богадельни и дома призрения, направление в санатории, предоставление ночлежных мест и т.п.
|
|
Земства стремились к открытым формам призрения, используя малейшую возможность оставить призреваемого в кругу семьи или родственников, снабдить его работой на дому или в специально организованных мастерских. Они сотрудничали друг с другом в организации приютов для слепых, глухонемых, калек, паралитиков и т.д. Именно земцам принадлежит идея воспитания сирот у приемных родителей. Сегодня мы называем это семейным детским домом.
На Беларуси в соответствии с Положением об управлении земским хозяйством земства стали вводиться с 1903г. в Витебской, Могилевской губерниях. В остальных губерниях в 1911г. Белорусские «земства» не обладали той полнотой прав, которые были у земств центральных российских губерний.
Столь позднее введение земств в белорусских губерниях (кроме Виленской и Гродненской) объяснялось боязнью царского правительства предоставить права местного самоуправления губерниям с «преобладающим числом польского населения».
В Минске и Могилеве стали выходить периодические печатные издания — Вестники губернских земств, в которых регулярно помещались материалы о наиболее существенных фактах благотворительной деятельности, расходовании значительных (по сравнению с собственно российскими земствами) средств на социальную поддержку неимущих, новых формах призрения детей, предупреждения обнищания населения.
Белорусские земства с первых дней своего существования взяли под свою опеку социальный патронаж детей, который осуществляли земские врачи, учителя и священники, развивали посемейное призрение. Они открывали приюты, сиротские дома, ясли и детские сады, ремесленные классы, устраивали земледельческие колонии, помогали исправительно-воспитательным приютам, осуществляли трудовую и другие виды помощи.
Средства местных органов самоуправления в основном складывались за счет земских сборов с населения (1/20 доля с земель, домов, промышленных предприятий, торговых заведений), а так же из пени и штрафов семи видов, различных поступлений, пошлин и так называемых «случайных доходов». Средства эти были весьма незначительны, а доходы неустойчивы. На общественное призрение удавалось расходовать не более 2-3% бюджета. Положение несколько улучшилось с 1907г., когда земства стали получать определенные денежные дотации от государства, освобождаться от казенных повинностей. Соответственно, появилось больше возможностей для выделения средств на просветительские и соответственно благотворительные цели.
Просветительскую деятельность земств, наряду с делами собственно общественного призрения, можно и нужно рассматривать как одну из основных форм в их благотворительной деятельности.
Вторым по значению направлением в деятельности земств стало заведование земскими лечебными и благотворительными учреждениями