Общая характеристика социальной работы в странах Латинской Америки в ХХ в

С конца 80-х гг. XX в. основная часть латиноамериканских государств приступила к реализации неолиберальных ре­форм, предусматривающих резкое ограничение государствен­ного сектора экономики и по сути дела свертывание регулиру­ющих функций государства. В социальной сфере неолиберальные реформы, проводив­шиеся в Латинской Америке, были направлены на достиже­ние следующих целей: сокращение бюджетных расходов на социальные нужды и перераспределение их в пользу наибо­лее нуждающихся слоев населения; расширение спектра платных социальных услуг; развитие институтов негосудар­ственного социального страхования; ослабление роли соци­ального контроля путем устранения многих правовых огра­ничений трудового законодательства, касающихся условий и режима труда и др. Однако при наличии широких слоев бед­ного населения приватизация социального обслуживания стала оборачиваться уменьшением численности лиц, имею­щих доступ к необходимым социальным услугам.

Либерализация социальной политики стран Латинской Америки существенно затронула пенсионное и медицинское обеспечение, а также сферу занятости. С целью развития ча­стного рынка пенсионного страхования был взят курс на мас­штабное внедрение накопительных пенсионных схем. С 1981г. в Чили начался переход на исключи­тельно накопительную систему пенсионного страхования. В результате здесь была введена частная система персональных накоплений, исключающая какие-либо распределительные элементы. Эта система является преимущественно сферой коммерческой деятельности частных страховых компаний, взявших на себя обязательства по выплатам пенсий.

Чилийская накопительная система пенсионного обеспе­чения предполагает обязательное страхование лиц, работа­ющих по найму, и добровольное — для самозанятого населе­ния. Работники уплачивают 10% от своей зарплаты в один из частных пенсионных фондов, которые затем инвестиру­ют эти деньги. В соответствии с законодательством о нако­пительном пенсионном страховании устанавливается пре­дельный размер заработка, с которого осуществляются пенсионные выплаты. Если застрахованное лицо недоволь­но деятельностью пенсионного фонда, то оно может пере­дать средства в другой фонд. Обязательному страхованию в Чили подлежат мужчины до 65, а женщины — до 60 лет. По достижении пенсионного возраста деньги, накопленные в ча­стных пенсионных фондах, обеспечивают каждого работни­ка пенсией, основанной на его вкладе и ежегодных инвести­циях от суммы пенсионных взносов. В данном случае ни государство, ни работодатели не участвуют в пенсионном обеспечении.

Частные пенсионные фонды, называемые в Чили Адми­нистрациями пенсионных фондов, инвестируют поступле­ния страховых взносов на чилийском и частично зарубеж­ном рынке ссудных капиталов. В рамках чилийской пенсионной системы все наемные работники обязаны дополнительно к пенсионному обеспе­чению застраховаться на случай наступления инвалидности и потери кормильца. Для этого они должны выплачивать еще 3% от заработной платы. Следовательно, с учетом назван­ных 10% отчислений на пенсионное страхование получает­ся суммарный тринадцатипроцентный ежемесячный обще­пенсионный взнос.

Усиление либеральной направленности социальной по­литики в странах Латиноамериканского континента отрази­лось и на медицинском обслуживании. Приоритет здесь был отдан частному медицинскому страхованию. В Чили, Мек­сике и другие государствах региона одновременно с органи­зацией частных компаний, занимающихся медицинским страхованием, была проведена частичная приватизация глав­ных государственных структур здравоохранения. Причем наиболее рентабельные медицинские учреждения, диагнос­тические центры, современные клиники перешли в частные руки, а нерентабельные остались под государственным кон­тролем.

Значительно сократились в странах Латинской Америке бюджетные отчисления на здравоохранение. Если в начале 70-х гг. из госбюджета покрывалось до 60% расходов на ме­дицину, то к середине 90-х гг. — менее 40%. Одновременно с этим увеличилось число лиц, охваченных частным медицин­ским страхованием. К началу 2000-х гг. они составляли око­ло трети населения региона.

Системой страхования по безработице в конце 1990-х гг. было охвачено лишь восемь латиноамериканских стран (Барбадос, Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор, Уругвай и Венесуэла). Но даже здесь немалое число наемных работни­ков не участвовало в страховых схемах. Доля работников, не охваченных таким видом социального страхования, составляла в Арген­тине, Бразилии и Мексике около трети, а в Чили — 20%. Но и те безработные, которые получали пособие, из-за его ми­зерного размера не могли обеспечить прожиточным мини­мумом ни себя, ни свои семьи.

Довольно высоким остается уровень безработицы среди экономически активного населения Латинской Америке. В среднем по региону он составлял к началу 2000-х гг. около 9%, хотя в 1990г. этот показатель был равен 5,8%. Также сле­дует отметить, что официальная статистика предоставляет нередко заниженные данные. Некоторые аналитики придер­живаются мнения, что в среднем по региону трое из каждых десяти трудоспособных лиц являлись тогда безработными. Но вернемся все же к официальной статистике. Она свиде­тельствует, что уровень открытой безработицы в то время составлял в Чили — около 10%, в Аргентине — 14,3, в Вене­суэле —15%. Следствием массовой безработицы были мно­гочисленные внутрисемейные конфликты, преступность, недоступность для широких слоев населения систем соци­альных услуг и страховых гарантий, маргинализация насе­ления и нищета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: