Соотношение государства с другими элементами политической системы

Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Ис­пытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздей­ствие. В стабильных демократических обществах функцио­нальная связь государства с другими общественными сфе­рами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепля­ющий тенденцию к понижению роли и методов политичес­кого регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов само­организации экономической и общественной жизни.

Прежде всего, необходимо отметить значительную детер­минирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государ­ственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политичес­кий и духовный процессы жизни.

Исходя из социально-экономических условий и других факторов, многие ученые выделяют пять типов государств:

» традиционные примитивные,

» традиционные цивилизованные,

» государства переходных обществ,

» государства периода промышленных революций,

» государства общества высокого массового потребления.

В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной сре­ды, ликвидация монополизма в сфере экономических отно­шений. Сейчас настоятельно выдвигается задача увеличения роли государства как центра экономического регулирова­ния, важнейшего инструмента решения социальных, куль­турных, природоохранных и иных проблем.

Государство нуж­дается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависи­мость государства от права проявляется: 1 - во внутренней ор­ганизации государства и 2 - в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существова­ния государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепля­ются форма государства, устройство государственного аппара­та, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Принципиальная важность права во внутренней органи­зации государства проявляется в том, что оно создает юриди­ческие гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Отношения между государствен­ными структурами получают правовое урегулирование, превра­щаются в правовые отношения.

С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими ор­ганами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, феде­ральных органов и органов членов федерации является необ­ходимым условием существования федерации как единого, це­лостного государства.

Право выступает существенным свойством государственной ор­ганизации общества. Упорядочивая внутриорганизационные свя­зи государства, право позволяет обеспечить рациональное ус­тройство структуры государства. Нормативно-юридические ак­ты правоустановительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной ра­боты всех звеньев государственной машины.

2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тота­литарным государствам, и цивилизованное управление социаль­ными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демокра­тическим режимом.

Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство госу­дарственной деятельности. Такое качество присуще праву, по­скольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находя­щимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Сложным является вопрос о соотношении го­сударства (политики) и морали.

Государственная власть сталкивается с трудной пробле­мой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согла­сующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политические партии, общественные организации и объединения - это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политичес­кая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Партии в политической системе в свою очередь образуют партий­ную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующи­ми факторами:

— возрастанием политической активности граждан;

— процессом демократизации властных структур государства;

— политическим и идеологическим плюрализмом, что обуслов­лено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

Нормальное функционирование партийной системы и устране­ние почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием дея­тельности партий. Оно сводится к следующему:

1. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней.

2. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном зако­ном порядке.

3. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

4. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.

5. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.

6. Создание организационных структур партий в государствен­ных органах, воинских частях не допускается.

7. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свер­жению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосу­дарственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их отно­сительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нор­мальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствова­нию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституцион­ного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, со­браний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и за­конные интересы общественных организаций находятся под охра­ной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказы­вают содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких обще­ственных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не озна­чает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.

60. Правовое государство: понятие, содержательные черты и условия становления в Российской Федерации.

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности, оно остается государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Назовем основополагающие признаки государства, в том числе и правового:

обладает публичной властью;

имеет специальный аппарат управления и принуждения;

располагает разветвленной системой юридических средств: издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения;

обладает суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям как внутри страны, так и за ее пределами.

Наряду с общими признаками, правовому государству присущи и специфические признаки.

Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона.

Принцип верховенства права означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью публичной власти. Государство является не единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло ранее государства. В соответствии с принципом верховенства закона, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один коллектив не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

Принцип разделения властей - это принцип, исходящий из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимо друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду.

правовой государство гражданское общество

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

1. Разделение властей;

2. Верховенство закона;

3. Строгое соблюдение прав и свобод человека;

4. Социальная и юридическая защищенность личности.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель – глава исполнительной власти. Единство прав и обязанностей граждан – важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: