Задание №43. «Успеть за 30 секунд»
Перескажите за 30 секунд сюжет вашего любимого фильма. Будь вы продюсером, прельстились бы вы такой историей?
6.1.
Реклама в прессе
Объявление в прессе - это действительно текст, но текст особенный. Уникальность его в том, что он изначально не предполагает читателя. Для других рекламных жанров сильна инерция: можно случайно увидеть ролик по телевизору, услышать диалог по радио, набрести глазами на рекламный щит. Прочесть текст вопреки собственному желанию невозможно. Слушателя, зрителя, пешехода или водителя можно «подловить», завоевать невзначай, мимолетом. Читателя заманить в ловушку невозможно, его придется искусно покорять, соблазнять со знанием дела.
Реклама в прессе - наименее броский жанр. Умение написать текст журнального объявления - истинный показатель мастерства, не случайно от слова «сору» и происходит название профессии.
«Прессу» копирайтер замышляет совместно с арт-директором. Иногда главную роль играет «картинка», иногда «текст», порой они равноправны. Текст состоит из заголовка (headline), корпуса (body copy) и слогана (endline). Впрочем, все компоненты факультативны. Рекламные кампании, где мощная «картинка» вытесняет слоган, встречаются редко. Отсутствие корпуса, напротив, обычная практика. В таких случаях особое значение приобретает перекличка заголовка и слогана. С другой стороны, корпус может разрастись до нескольких страниц, и тогда перед нами будет уже рекламная статья (advertorial). Если корпус насыщен серьезной информацией, его нередко предваряет заголовок-завлекалочка. Разумеется, не существует универсального рецепта производства таких заголовков. Встречаются каверзные вопросы, ответ на которые затерялся в корпусе, парадоксальные идеи, чье подтверждение найдется по ходу текста, безапелляционные заявления, которые впоследствии будут опровергнуты...
Изобретение заголовка сродни придумыванию слогана, с той лишь разницей, что слоган призван быть универсальным, а заголовок, напротив, приурочен к конкретному случаю. Работа над корпусом требует иных навыков. Умение написать связный текст - редкое и ценное. Копирайтеры с удовольствием смеются над арт-директорам и, не умеющими рисовать, а сами зачастую бывают неспособны произвести длинный текст на радость читателю.
Формат «пресса» задается двумя параметрами: объемом и типом издания. Для журнальной рекламы самый распространенный объем - страница, типичные - разворот, 1/2 и 1/4 страницы. Некоторые издания позволяют рекламодателям играть формой: попадаются объявления круглые, с нерегулярными контурами, приятные на ощупь вкладыши, благоухающие рекламные образцы. Типы изданий - это пресса мужская, женская, семейная, детская, молодежная, специальная...
Давайте тренироваться! Для начала попробуем обойтись без корпуса.
Задание №44. «Мир не стоит на месте»
Некоторые родители (и многие бабушки) отдают предпочтение традиционным марлевым подгузникам, полагая, что одноразовые подгузники могут нанести младенцам вред. Современная медицина не разделяет эту точку зрения. Желая побороть предрассудки и защитить права младенцев, НАПОП (Независимая ассоциация производителей одноразовых подгузников) решила провести масштабную кампанию в прессе. Серия объявлений на журнальную страницу имеет следующий вид: заголовок, изображение подгузника, слоган «Мир не стоит на месте». Все заголовки строятся по единой модели: «Когда-то человечество полагало...» Пример: «Когда-то человечество полагало, что земля имеет форму диска». Придумайте 5 подходящих заголовков.
А теперь корпус нам будет просто необходим, такова специфика продукта.
Задание №45. «Мистификация в бутылках»
Ваша маленькая компания производит безалкогольные напитки в оригинальной упаковке. Своим внешним видом ваши соки, нектары и лимонады напоминают шампанское, коньяк и сухое вино.
Первое время вы работали интуитивно, не задумываясь о позиционировании и никак себя не рекламируя. Потом немного раскрутились и даже выиграли конкурс «Малый предприниматель сезона». Полученный грант позволит вам нанять консультантов и креативщиков для создания мощного брэнда и его продвижения.
1) Придумайте название.
2) Создайте слога» и логотип (набросок).
3) Придумайте, в каком журнале вам лучше разместить рекламу.
4) Напишите текст рекламного объявления (прикиньте, как ваша реклама будет выглядеть).
В аудитории можно устроить «тендер»: конкурс рекламных проектов. Если группа большая, воспользуйтесь также вторым вариантом задания (см. приложение 1).
6.2.
«Наружка», не путать с мышью
«Наружку» часто заказывают в комплекте с «прессой», возможно, поэтому копирайтеры нередко воспринимают ее, как нечто второстепенное. Действительно, наружка - традиционный арт-директорский жанр, и все-таки в рамках этого сугубо лаконичного формата хорошему копирайтеру тоже «есть, где разгуляться».
Наружка - это городские форматы, во всем их разнообразии: щиты, стоящие вдоль дороги; перетяжки, висящие поперек над головами водителей; разукрашенные троллейбусы и автобусные остановки; гигантские плакаты на стенах домов; фигуры на тротуаре; воздушные шары... каждый объект на улице, сам того не подозревая, является потенциальным носителем наружной рекламы.
Существуют различные классификации наружки по типу размещения, но очевидно, что ни одна из них не может быть исчерпывающей: улица - открытое пространство. Таким образом, выбор носителя - это уже повод для игры. Форма, размеры, световые и звуковые эффекты: простор для фантазии велик.
С другой стороны, текста на наружной рекламе бывает немного или не бывает вовсе. Чаще всего речь идет об одной броской фразе. Длинные объявления встречаются разве что в вагонах метро. Наружка - формат, не терпящий длиннот.
Давайте попробуем себя в этом отнюдь не текстовом жанре.
Задание №46. «Сувенирная лавка»
Вы владелец лавки, торгующей забавными сувенирами и смешными безделушками. Ваша наружка должна быть под стать товарам: необычная по форме, смешная и запоминающаяся. Придумайте название магазина и предложите проект наружки по плану: места размещения; форма и размеры; содержание; наличие звуковых, световых и прочих художественных эффектов.
6.3.
Реклама на местах
P.O.S. (реклама, расположенная непосредственно в торговых точках) - это приклеенные плакаты и щиты (stickers, posters), надписи на полу и на майках персонала, информационные листовки (leaflets), реклама «на ножках» и «на ручках», подвешенная на полках, свисающая с потолков (wobblers)...
С формальной точки зрения реклама на местах - самостоятельный жанр. Фактически все перечисленные выше форматы очень напоминают прессу (информационные листовки) и наружку (все остальное). Главное содержательное отличие -потребитель уже в магазине, то есть он уже (или почти) завоеван, а значит, в большей степени склонен присматриваться к нашим художественным изыскам и читать наши затейливые, насыщенные информацией тексты.
Задание №47. «Сувенирная лавка – взгляд изнутри »
Итак, вы по-прежнему владелец лавки, торгующей забавными сувенирами и смешными безделушками. Что увидит (и прочтет) покупатель, переступив порог вашего магазина?
6.4.
Радиоролик
Если предыдущие форматы были «арт-директорские», то радиоролик, напротив, стихия копирайтера. Радиоролики живее прессы, литературнее наружки, дешевле телевизионных роликов. Для копирайтера этот жанр - самый выигрышный.
Во-первых, в данном случае текст играет решающую роль, в том числе заменяет зрительный ряд.
Во-вторых, относительная дешевизна благотворно действует на заказчика, так что он более обыкновенного позволяет экспериментировать.
В-третьих, выбор звуковых эффектов, то есть высокохудожественных стуков и писков, - занятие на редкость приятное.
И наконец, аудитория радиостанций, как правило, хорошо известна. Даже дилетант без труда представит себе типичного слушателя «Эха Москвы», «Нашего Радио» или «Радио Максимум». А знать, для кого именно мы пишем (этой проблеме посвящена следующая глава), чрезвычайно важно.
Работа копирайтера над радиороликом протекает по следующему плану: написание сценария, выбор (или заказ) музыкальной темы, кастинг голосов (самый интригующий этап), запись, содействие звукорежиссеру в подготовке ролика к эфиру.
Сценарий радиоролика пишется в две колонки: текст и сопутствующие звуковые эффекты. Начинающий копирайтер не всегда «укладывается» в положенные секунды. Если вы впервые трудитесь над созданием радиоролика, обязательно несколько раз прочтите текст вслух с секундомером в руке. Постарайтесь не заполнять отведенный вам временной промежуток «до краев», оставьте 5 секунд про запас. Если у вас высокий женский голос, доверьте «примерку» басовитому коллеге. В утешение заметим, что просчитать радиоролик гораздо проще, чем телевизионный, поскольку не нужно учитывать «картинку».
Кастинг голосов, как уже было сказано, - это таинственный, захватывающий ритуал. В задании на подбор голосов (voice casting brief) автор ролика пишет свои пожелания:
«бабушка - низкий женский голос; внучка - детский голос; волк - высокий мужской голос». Как правило, копирайтер не видит претендентов воочию и, прислушиваясь к записи, пытается угадать, кто появится в студии «для сопровождения голоса». Порой внешность актера совершенно не соответствует голосу.
На записи становятся очевидными длинноты, неестественные обороты, нескладные звукосочетания. Нередко текст меняется прямо в студии. Иногда пишут несколько вариантов, предоставляя заказчику возможность финального выбора. Актеры с удовольствием включаются в творческий процесс: предлагают свои поправки, меняются ролями. Однажды на моих глазах поменялись голосами «бабушка» и «внучка».
Как-то одна из актрис опоздала на запись, и нам пришлось срочно искать детский голос «на месте». В итоге, дрожащим голосом озвучивая собственный ролик, я клятвенно обещала себе самой, что больше никогда не буду жадничать и запихивать в 30-секундный формат 35 секунд текста!
А теперь давайте попробуем проиграть все этапы создания радиоролика.
Задание №48. «Диалог на воде »
Ваш заказчик построил открытый бассейн в центре города. Достоинства бассейна: удобное расположение; комфортная температура воды; пятидесятиметровые дорожки и полная самостоятельность для умеющих плавать; «лягушатник» с тренером для начинающих; музыкальное сопровождение; возможность забронировать групповой абонемент для компании друзей.
1) Придумайте название бассейна.
2) Напишите сценарий 30-секундного радиоролика. Обязательные условия: двое или более купальщиков беседуют в воде или у воды; присутствуют звуковые эффекты.
3) Напишите задание на подбор голосов.
4) В аудитории проведите кастинг голосов и запишите ролик.
6.5.
Телевизионный ролик.
В сознании обывателя реклама - это то, что идет по телевизору. Телевизионные ролики - самый дорогой и увлекательный жанр. Фактор времени здесь опять же является решающим. Стандартный формат - 30 секунд, несколько реже встречаются ролики продолжительностью 5, 15, 45 и 60 секунд. И за это время нужно успеть сказать все, в эти скромные временные рамки вмещается целая история.
В тоталитарных странах популярны монументальные жанры, ибо времени у всех много и стоит оно дешево, должно быть, поэтому режиссерам старшего поколения жанр рекламного ролика дается с трудом. Копирайтеры, даже вполне молодые, стремясь рассказать интересную историю, подчас заставляют актеров играть «Гамлета» за 30 секунд. Сколь выразительной ни была бы мимика актера, его профессиональные возможности не безграничны!
Иногда никто, кроме создателей ролика, не понимает, что за сюжет разворачивается в кадре. Один мой коллега придумал замечательный, по-настоящему трогательный, 45-се-кундный ролик, в котором водитель автобуса помогает девочке найти потерянную собачку и в итоге сам становится владельцем очаровательного щенка. Герой видит утром заплаканную девочку, а вечером обнаруживает на остановке бесхозную собачку и, узнав у соседей адрес, появляется на пороге квартиры с чудесной находкой, но девочка к тому времени уже отыскала своего щенка. В финале герой едет домой, прижав к груди собачку, - он вознагражден за добрый поступок. Из 45-секундника ролик по воле заказчика превратился в 30-секундник, и только самый преданный зритель мог понять, что поводок в руках девочки означает потерянную собачку, а дама в шляпе, машущая рукой, сообщает водителю девочкин адрес. Мораль: ролик - не фильм в миниатюре, а самостоятельный жанр, живущий по собственным законам.
Работа копирайтера (и арт-директора) над роликом состоит из следующих этапов: сценарий в свободной форме; сценарий в условной форме (раскадровка); задание на подбор актеров, на выбор места съемки, костюмов и декораций; кастинг; съемки; озвучка; содействие режиссеру и его команде в подготовке ролика к эфиру.
Сначала копирайтер излагает свой замысел на листе бумаги. Если заказчик одобряет идею, копирайтер совместно с арт-директором разрабатывает сценарий. Сценарий рекламного ролика пишется в особой кодифицированной форме, именуемой (агентская) раскадровка (storyboard).
Раскадровка состоит из 3 колонок: описание планов, картинка и звуковой ряд. Один условный план занимает 2-2,5 секунды, таким образом, типичная раскадровка 30-секундника содержит 12-15 кадров. Разумеется, агентская раскадровка -условность. На ее основании режиссер разработает свою рас-кадровку, к которой все планы будут уточнены, а переходы между ними сглажены. Тем не менее копирайтер должен представлять себе, как снимается ролик, и на поверхностном уровне владеть терминологией.
Планы бывают общие (long shot) - бабушка и внучка за столом, крупные (close up) - сидящая внучка и сверхкрупные (very close-up) - бутерброд в детской руке. Камера умеет наезжать (zoom in), отъезжать (zoom out) и переходить к новому плану (cut). Один план, с большой вероятностью, придется отвести под демонстрацию продукта в упаковке (packshot). Вполне возможно, что еще как минимум три плана уйдут на наслаждение продуктом (enjoying) - в случае пищевого продукта именуется «поедание»; удовлетворение (satisfaction), наступающее вслед за наслаждением, и показ составляющих (ingredient sequence). В финальном кадре почти наверняка возникнет логотип (logo) и прозвучит (а возможно, и нарисуется) слоган. В кадре, предшествующем финальному, «живой» продукт может морфироваться в собственный логотип: листочек на ветру обернется фирменным листочком, а бегущий котенок - запатентованной кошачьей мордочкой. Таким образом, при соблюдении всех требований заказчика на историю как таковую остается гораздо меньше планов, чем кажется на первый взгляд. Обязательные визуальные элементы, в зависимости от категории продукта и гибкости заказчика, займут от 3 до 10 секунд 30-секундника.
Звуковой ряд, как правило, менее регламентирован. его составляющие - голоса в кадре, голос за кадром (voice over), звуковые эффекты (SFX - sound effects) и музыка. Во многих роликах присутствует джингл: это может быть песня, звучащая за кадром все 30 секунд эфирного времени и подменяющая собой весь звуковой ряд, или 3-секундный фирменный мотивчик без слов.
Очевидно, диалоги в кадре (и дикторский голос за кадром) должны соответствовать картинке. «Просчитать» телевизионный ролик сложнее, чем радиоролик: нужно не просто уложиться в хронометраж, но еще и соотнести звук с картинкой. Если вы впервые работаете над телевизионным роликом, прочитайте текст вслух с секундомером в руке. Отредактируйте его таким образом, чтобы у вас в запасе оставалось несколько секунд. Попросите коллегу засечь время, закройте глаза и перескажите текст по памяти, мысленно представляя себе, как планы сменяют друг друга. Главное, не отчаивайтесь: чувство времени приходит с опытом!
После того как сценарий одобрен, наступает приятная предсъемочная суета. Копирайтер пишет задание на подбор актеров (casting brief), в котором наряду с объективными параметрами могут фигурировать субъективные характеристики героев. Формулировки определяются содержанием ролика: «тренер - 35-40 лет, рост 180-185, рельефные мышцы, мужественное лицо; спортсмен - 18-20 лет, рост 185-190, легче и стройнее тренера, черты лица тоньше»; «бабушка - 50-55 лет, шатенка, спокойная внешность, мягкий голос; внучка -5-7 лет, смешная, кокетливая, подвижная, выразительная». Если в кадре демонстрируется не артист целиком, а отдельные его особенности, проводятся специализированные кас-тинги: глаз, рук, ушей, усов. Случаются также кастинги животных, как правило, домашних.
Выбор актеров - этап увлекательный и глубоко субъективный. Агентство предпочитает яркие типажи, заказчик, по обыкновению, не желает рисковать, боится, что образ затмит товар. Запоминающемуся экзотическому облику клиент, чаще всего, предпочтет спокойный и нейтральный. Если вдуматься, выбор текста большинство заказчиков осуществляют аналогичным образом!
Помимо актеров, заинтересованные стороны подробно обсуждают костюмы, декорации и прочие детали предстоящих съемок. На предсъемочной встрече (PPM - pre-production meeting) заказчик, агентство, режиссер и продюсер ролика теоретически должны прийти к полному согласию, хотя в реальности некоторые споры разрешаются непосредственно на съемочной площадке.
Я не стану описывать здесь весь процесс съемок, скажу только, что в среднем одна секунда рекламного времени создается полчаса. Работа над 30-секундником на съемочнойплощадке занимает как минимум один день, чаще два, а иногда еще больше. Все это время копирайтер сидит рядом с режиссером со сценарием в руке, готовый, в случае необходимости, модифицировать текст.
Затем ролик монтируется. При монтаже присутствует арт-директор и нередко копирайтер. Озвучка напоминает запись радиоролика. Чаще всего актеры озвучивают самих себя, но иногда заказчик утверждает актера «без голоса», и на озвучку приходит другой актер. Наконец, на финальном этапе звук и картинка сводятся воедино.
Воспроизвести «в лабораторных условиях» весь процесс создания телевизионного ролика невозможно. Попробуем смоделировать отдельные этапы.
Задание №49. «Зубастики атакуют!»
Кампания ОртоДентус производит аппараты для исправления прикуса. Линию смешных разноцветных аппаратов с блестками для клиентов подросткового возраста решено рекламировать в эфире.
1) Придумайте название линии.
2) Напишите сценарий 30-секундного ролика в свободной
форме. Обязательное условие: герои непременно должны
разговаривать.
В аудитории проведите конкурс заявок.
3) Сделайте раскадровку.
4) Напишите задание на подбор актеров.
В аудитории осуществите кастинг. Продолжите работу над
роликом насколько позволяет техническое оснащение.
Часто в эфир запускают не один-единственный ролик, а целую кампанию. Для телевизионной рекламы это характернее, чем для прочих жанров. Из ролика в ролик воспроизводятся герои, житейские ситуации, психологические мотивы, стилистические и визуальные приемы. В частности, вся телевизионная кампания может строиться на свидетельствах потребителей (testimonials) или рекомендациях экспертов. В случае сюжетных роликов объединяющим началом может служить логическая схема: герои решают схожие проблемы, испытывают одни и те же эмоции, выходят победителями из подозрительно похожих ситуаций. Иногда главный герой не меняется на протяжении всей кампании, обеспечивая тем самым смысловое единство.