Доклад Народного Комиссара по Иностранным Делам РСФСР Г. В. Чичерина на заседании ВЦИК 17 июня 2 страница

Совершенно другую картину представляет собой Америка. Италия хочет тоже быть среди великих держав. Америка стушевывается, она не хочет играть роль среди европейских держав. Америка является типичным примером того, что отсутствие политического опыта, накопившегося в течение многих поколений, не дает возможности использовать всю степень собственной силы и собственного могущества. Американская дипломатия страдает каким-то провинциализмом, недостаточным познанием мировых отношений. Эта самая первая капиталистическая держава далеко не играет той роли, какую она могла бы играть, если бы она обладала" тем поразительным дипломатическим искусством, которое составляет достояние английских господствующих слоев. И мы видим, что в то время, как Англия ведет с нами переговоры, стараясь снять с нас сливки и пытаясь вступить с нами в экономическое соглашение и использовать наши богатства, Америка упускает все эти возможности. Именно теперь, когда у нас с Англией происходит заминка, для Америки был бы самый подходящий момент, чтобы вступить с нами в экономические отношения, чтобы занять то место, которое Англия, вследствие своих махинаций, медлит занять. Тем не менее Америка этого не делает. То же самое мы видим на Дальнем Востоке, где Япония старается захватить Восточную Сибирь. Жизненные интересы американского капитала нарушаются тем, что дипломатический мир Америки не обладает тем громадным массовым традиционным искусством, которое развивается поколениями следующих друг за другом слоев политических деятелей. И в отношении к Америке мы стоим перед другого рода загадкой, чем в отношении Италии. Почему Америка до сих пор держится в стороне, не используя поэтому те широкие возможности, какие представляли бы для нее сношения с Советской Россией? Эти возможности есть. Мы ждем, когда Америка этим воспользуется. Мы думаем, что этот момент скоро настанет. Отдельные представители американского капитала нащупывают почву. И мы убеждены, что, несмотря на чрезвычайную близорукость американского правительства, упускающего


лучшие возможности, американский капитал скоро воспользуется этими возможностями. Мы это видим по отдельным признакам, по тому, как представители влиятельных капиталистических групп уже зондируют почву у наших представителей за границей. Мы думаем, что вскоре у Англии будет соперница — Америка. Это будет в самом близком будущем. Тогда Англия ускорит темп восстановления с нами экономических сношений. Когда Америка займет то место, которое принадлежит ей по ее экономической природе, тогда и Англия принуждена будет ускорить темп сближения и восстановления экономических сношений с нами.

Совершенно другая картина в Японии. Японские господствующие группы — это суровые реалисты, которые захватывают и стараются захватывать все то, что лежит для них в пределах досягаемости. Японские господствующие классы захватывают даже слишком много, и мы думаем, что они сами себе вредят этими излишними захватами. Вся их политика на Дальнем Востоке за последние месяцы показывает, что слишком большие захваты, не соответствующие собственному могуществу, ведут к обратным результатам. Мы думаем, что, несмотря на возобновление стремления Японии захватить весь Дальний Восток до самого Иркутска, такая задача превышает ее силы, и ее господствующие классы ложно оценивают степень своего собственного могущества. И мы думаем, что эта глубокая ошибка японских господствующих классов поведет к роковым для них результатам и ускорит процесс революционизирования японского общества, который до сих пор подвигается слишком медленно.

Рядом с этими господствующими державами мировой политики совершенно стушевывается Германия. Можно сказать, что у нее нет политики. Она как будто желала, в противовес Антанте, вступить снами в экономические сношения и в то же время она этого боялась. С другой стороны, в Германии есть элементы, которые желали бы активно участвовать в 'борьбе против большевиков. Но и они недостаточно сильны. Есть элементы, которые сознают противоположность интересов господствующих классов Германии и Польши, требующую использования нынешней конъюнктуры нашей борьбы с Польшей. Но они этого не делают. Вся политика Германии есть какое-то сплошное пустое место. Германия как будто не способна и'меть внешней политики ни в одном, ни в другом направлении. Мы желаем, мы готовы вступить с Германией в экономические отношения, желаем поддерживать с ней дружественные отношения, но, к сожалению, все наши шаги не увенчиваются успехом, и до сих пор германское правительство не может выйти из той крайней пассивности, вследствие которой оно даже не отвечает на наши 'попытки завязать с ним выгодные для обеих сторон экономические отношения.


Далее имеется целый ряд тех второстепенных государств, которые являются ареной для интриг мировой политики господствующих держав. И здесь нашей силой является наша политика мира, сознаваемая широкими массами, которые понимают, что мы не угрожаем им, что вся наша политика основана на стремлении к обоюдной выгоде и нашей страны и той страны, с которой мы вступаем в сношения. С Швецией мы заключили экономическое соглашение через представительство кооперативов. Мы им не вполне удовлетворены. Но мы уверены, что на этом не остановится восстановление наших сношений с Швецией. Мы нуждаемся в шведских товарах, и Швеция нуждается в нашем рынке. Мы убеждены, что сама жизнь заставит шведское правительство пойти дальше, пойти на более последовательное и действительное экономическое соглашение с нами.

Наиболее дружелюбную позицию по отношению к нам занимает Норвегия. Норвежское правительство завязало с нами сношения на Севере, оно уже поставляет уголь нашему Северу, крайне в нем нуждающемуся. Оно согласилось на восстановление представительства на нашем Севере и на норвежском Севере, оно поставило нам целый ряд вопросов, касающихся урегулирования взаимных отношений. И мы ему предложили дипломатические переговоры, которые охватывали бы все эти вопросы. В Копенгагене наш представитель тов. Литвинов, и мы предложили Норвегии по всем этим вопросам, связав их воедино, обратиться к тов. Литвинову, имеющему от нас полные инструкции и полномочия. И мы убеждены, что с Норвегией скоро наладятся, и легче чем со Швецией, вполне дружелюбные отношения. И весь тон норвежского правительства по отношению к нам был несравненно более примирительный, дружелюбный, чем тон других капиталистических правительств.

Что касается Дании, там пока имеется только частное торговое соглашение с отдельными фирмами. Но, разумеется, Копенгаген играет такую крупную роль в торговом мире, что, когда будут налаживаться экономические отношения с Западом, то Дания не отстанет от других стран.

Ближе к нам стоят те малые государства, которые выделились из состава бывшей Российской империи. И по отношению к ним вся сила нашей политики заключается в том, что их массы отлично сознают, что мы являемся единственными последовательными искренними друзьями малых народностей. Именно поэтому Эстония с нами помирилась, именно поэтому теперь Латвия, Литва н Финляндия ведут с нами переговоры, именно поэтому так мало удалось Колчаку и Деникину мобилизовать против нас эти малые государства, потому именно, что мы одни с самого начала стали принципиально на почву полного и безоговорочного признания их независимости. И они


знают, т. е. их господствующие слои и их массы знают, что это не пустая фраза, что мы признаем их независимость не на словах, а на деле. И потому мы ее признаем, что мы исходим из политического сознания и интересов наших трудящихся масс и их трудящихся масс. Нет противоречия, нет коллизии между интересами их трудящихся и наших трудящихся масс. Поскольку мы нуждаемся в сношениях с ними, постольку они нуждаются в сношениях с нами. Эстония есть транзитная страна, Эстония нуждается в том, чтобы служить транзитной страной для нас, и мы нуждаемся в Эстонии как в транзитной стране. Это есть ее выгода, это есть и наша выгода, и на этой обоюдной выгоде обоснованы наши мирные дружелюбные отношения, потому что мы исходим из интересов трудящихся масс, между которыми нет коллизии. И это было то, что свело на нет знаменитый план Черчилля похода 14 государств. И теперь, когда интриги против нас продолжаются, когда в самой Эстонии есть элементы, с крайней антипатией относящиеся к дружелюбным отношениям с Советской Россией, тем не менее, именно это заставляет Эстонию развивать с нами дружелюбные и добрососедские отношения, все более упрочивающиеся. Это же ведет к тому, что, несмотря на все интриги, другие соседние государства ведут с нами переговоры, идут на мир с нами и, несмотря на все препятствия, придут, несомненно, к полному и окончательному миру с нами.

Наши отношения с Финляндией прошли через целый ряд последовательных стадий, причем мы неизменно стояли на почве безоговорочного.признания полной независимости Финляндии без тех полувассальных отношений, которые когда-то были. Финляндия на это отвечала непомерными притязаниями, и территориальными и финансовыми. Когда в 1918 году с Финляндией состоялась наша первая конференция, она потребовала чуть ли не весь Кольский полуостров и Олонецкую губернию, она потребовала таких финансовых жертв, которые являлись действительно ни с чем не сообразными. Прошлой осенью, как раз в тот момент, когда Антанта старалась поднять против нас 14 государств, а вместе с другими и Финляндию, мы 11 сентября предложили Финляндии заключить с нами мир. Она тогда на это не пошла. Но сознание того, что мы готовы на мир, что мы предлагаем его, именно это сознание мешало финляндским господствующим 'классам поднимать против нас финляндские массы и вести их в бой против нас. Именно это помешало Маннергейму вовлечь Финляндию в войну с Советской Россией. В прошлом году господствующие круги Финляндии желали вовлечь ее в войну с нами. Но это им не удалось. Финляндские массы этого не хотели, потому что они сознавали, что они тем самым помогали бы своим худшим врагам, то есть русским реакционерам, и они шли бы против тех, которые одни в России являются последователь-


ными и истинными защитниками полной финляндской независимости и одни стоят за искреннее последовательное примирение и соглашение с финляндским народом.

В апреле мы пытались заключить с Финляндией перемирие, но эти переговоры окончились неудачей, потому что самая обстановка переговоров о перемирии крайне неблагоприятно отзывалась на тех уступках, на той политической торговле, которая по необходимости связана со всякими переговорами. Когда происходят переговоры о мире, одно правительство предлагает другому уступки. Переговоры о перемирии этого не допускали. И тем не менее за условиями перемирия чудился будущий мир. Условия перемирия рассматривались как якобы предварительная ступень, как первоначальные формы будущего мира. В этой обстановке не было возможности столковаться с Финляндией, и мы пошли на другое: мы предложили настоящие мирные переговоры, которые открылись на днях в Юрьеве, 12-то июня. Конечно, предстоят большие трудности и в территориальном и в финансовом отношениях. Во-первых, трудность представляет вопрос о Восточной Карелии. Восточная Карелия, т. е. несколько уездов Олонецкой и Архангельской губ., населены карелами — народом, родственным финнам по своему происхождению. Мы стоим на почве самоопределения всякой национальности, и мы стоим тоже на почве самоопределения и карелов, карельской национальности. Уже создан тот карельский трудовой Ревком, который подготовляет Съезд карельских Советов на почве национальной автономии карельского народа. Мы ей идем навстречу настолько, насколько этого требуют интересы трудящихся масс Карелии. Им будет предоставлена полная возможность своего национального развития. Карельский Съезд Советов установит те формы, которые для него необходимы, и формы взаимоотношений с Советской республикой в ее целом.

Но мы знаем, что там делалось другое. Там велась агитация белыми финнами среди местных имущих элементов, эксплуататоров: именно эти местные имущие элементы создали так называемое Временное правительство Восточной Карелии. Это правительство заявило нам и до сих пор посылает неоднократно заявления по радио с требованием полного отделения, причем за этим отделением скрывается другой план,— вслед за тем присоединиться к Финляндии. Это открыто высказывается. Эта интрига началась не сегодня, и ведется она давно, ведется представителями финляндского великодержавного империализма среди имущих элементов Карелии, которые хотят опереться на буржуазную Финляндию для защиты своих экономических интересов. Мы против этой политики получаем протесты от широких масс Карелии, которые признают, что интересы трудящихся масс Карелии требуют того, чтобы имущий 'Класс Карелии ни в коем случае не подчинил

R53


их финляндскому капиталистическому правительству. Когда Финляндия в переговорах с нами говорит о своих симпатиях к родственному дружественному карельскому народу, мы указываем на то, что родственный карельский народ имеет полную возможность национального самоопределения. Съезд Советов, который скоро состоится, даст ему эту возможность. Наши переговоры в Юрьеве покажут, насколько удастся нам на этой почве сговориться с Финляндией, у которой, как мы знаем, имеется план вслед за установлением самостоятельности Карелии подчинить ее себе. Мы будем апеллировать к широким массам Финляндии и выяснять им, что интересы трудящихся масс Карелии вполне удовлетворены тем, что no-ei> глашению с ними будет нами сделано.

Другой трудный вопрос в отношении Финляндии — это вопрос о Печенге, т. е. небольшом территориальном участке, где мы соприкасаемся с Норвегией. Эта территория населена частью русскими колонистами, частью лопарями и лишь в небольшой пропорции финнами, которые, как нам известно, вовсе не сочувствуют империалистической политике, великодержавной политике нынешнего финляндского правительства. Финляндское правительство ссылается на то, что экономические интересы Финляндии требуют выхода к океану. Мы готовы рассмотреть эти экономические интересы. В Юрьеве мы можем разговаривать с финнами о том, каким образом можно удовлетворить действительные интересы финского народа, в то же время не нарушая интересов российских трудящихся масс. Мы убеждены, что на почве взаимного признания интересов трудящихся масс той и другой страны это соглашение вполне возможно. Если соглашение будет затруднено, мы и в этом случае будем апеллировать к массам Финляндии, указывая, что вполне возможно мирным путем помирить их интересы и интересы трудящихся масс России. Имеются со стороны Финляндии финансовые притязания, которые будут рассмотрены в Юрьеве. Финансовые притязания, по нашему мнению, не являются такими жизненными для широких народных масс, чтобы оправдать ведение войны. Мы стоим на страже интересов трудящихся масс России, мы убеждены, что трудящиеся массы других стран вполне могут помириться с нами на почве взаимно выгодного соглашения. Мы убеждены, что с Финляндией это соглашение вполне возможно.

С Латвией переговоры уже ведутся полтора месяца. Прежде всего перед нами встали значительные территориальные трудности. Принципиально мы стоим на той же почве, как и правительство Латвии, на почве этнографического базиса для разграничения между двумя государствами. Этот базис мы признали. Мы действовали теми же самыми источниками, опираясь на те же научные исследования. Тем не менее наши споры продолжались очень долго, и только недавно закончи-


лись соглашением. В общем и целом мы предлагали границу, идущую по границе трех уездов — Люцинского, Двинского и Режицкого. Кроме этого, латвийское правительство желало получить от нас часть соседних уездов — Островского, Себежского, Опочецкого и Дриссенского. Тщательно рассмотрев этнографический состав населения, мы согласились иа присоединение к Латвии целой полосы Островского уезда Псковской губернии, притом согласились на присоединение Пыта-ловского жел.-дор. узла по экономическим соображениям, потому что жел[езная] дорога Латвии повисла бы в воздухе, если бы Латвия не обладала этим жел.-дор. узлом. Наоборот, мы решительно воспротивились присоединению к Латвии соседних участков Опочецкого, Себежского и Дриссенского у[ездов], где население белорусское. Латвия отказалась от своих притязаний, за исключением того вопроса, который больше всего занял времени, вопроса о соседнем с Латвией уголке Дриссенского уезда. Этот угол врезывается между Латвией и теми белорусскими местностями, которые заняты польской армией. После долгих споров, наконец, нам довольно прозрачно было указано на то, что занятие этого угла Дриссенского у[езда] Латвией требуется Польшей для того, чтобы фланг польской армии мог быть защищен с этой стороны армией Латвии.

Поэтому вопрос об этом уголке Дриссенского уезда свелся к вопросу об участии или неучастии Латвии, в той или другой форме, в борьбе Польши против нас и, наконец, к вопросу о нейтралитете Латвии. Вопрос об этом опорном участке Дриссенского уезда свелся к вопросу о соблюдении Латвией ее нейтралитета. Принципиально спор разрешился согласием обеих сторон на плебисцит, но остался вопрос о выводе из этого участка латвийских войск. Председатель нашей делегации тов. Иоффе заявил по этому поводу, что «лязг оружия на западном российском фронте оказывает влияние на настроение латвийской делегации». В ответ на это председатель латвийской делегации заявил, что «лязг оружия на фронте интересует латвийскую делегацию постольку, поскольку она хочет обеспечить свой нейтралитет». Таким образом, после продолжительных переговоров латвийская делегация нам определенно заявила о соблюдении нейтралитета. В результате была создана комиссия для обсуждения вопроса об этом участке в связи с вопросом о соблюдении Латвией ее нейтралитета. В результате работ комиссии были выработаны первые статьи мирного договора, уже принятые обеими делегациями. В этих статьях впервые подробно разработаны условия плебисцита, обеспечивающие полную свободу народного голосования. Состоялось соглашение по всем пунктам, за одним только исключением. Один спорный пункт остался и остается неразрешенным и открытым. Мы говорили о голосовании трудящихся. Латвийская делегация говорит о голосовании со


включением тех, которые эксплуатируют наемный труд других. В нашем проекте сказано: «iß голосовании участвует все население, за исключением лиц, эксплуатирующих чужой труд в целях наживы». Латвийский вариант предлагает эти слова исключить. Вот единственный пункт расхождения между нами и латвийской делегацией. Во всем остальном подробно выработанные условия плебисцита являются образцом, разработанным до мелочей, гарантий полной свободы населения от всякого давления извне при голосовании.

Что касается спорного вопроса о выводе латвийских войск и о сохранении Латвией своего нейтралитета, мы пришли к следующей согласительной формуле: вывод латвийских войск состоится, как только, по взаимному соглашению договаривающихся сторон, военное положение на российском западном фронте будет признано допускающим это, но во всяком случае не позже прекращения военных действий на этом фронте. После полутора месяцев переговоров с латвийской делегацией территориальные вопросы разрешены, и этот чрезвычайно трудный вопрос, связанный с соблюдением Латвией нейтралитета, тоже разрешен. Теперь предстоит разрешение финансовых вопросов. Притязания латвийцев значительны. Между тем мы отказываемся стать на ту точку зрения, будто бы с нас нужно брать потому, что они народ маленький, а Советская Россия большая. Мы подходим к вопросу о финансовых обязательствах с точки зрения взаимной выгоды трудящихся масс обеих сторон, и мы убеждены, что интересы латвийских трудящихся масс и наши н«Гсталкиваются одни с другими, а их возможно вполне примирить.

То же самое относится к переговорам с Литвой. Мы относимся с большой симпатией к литовскому правительству потому, что оно также является объектом империализма польских господствующих слоев. Польское правительство отрицает за Литвой яраво на самостоятельность. Литва в своей борьбе против Польши борется за свое самоопределение. Но при этом в своих переговорах с нами это самое литовское правительство обнаруживает такие финансовые аппетиты, на удовлетворение которых мы никоим образом идти не можем, и мы убеждены, что литовская делегация пойдет в конце концов на обоюдовыгодное соглашение с нами. В первоначальном проекте, представленном нам литовской делегацией, значилось, между прочим, обязательство с нашей стороны денационализировать и возвратить литовским гражданам их имущество; дальше мы должны были бы дать Литве пропорциональную ее населению часть российского военного и торгового флота. Насколько известно, Литва не является морской державой, так что здесь, несомненно, имеется в виду компенсация. Далее от нас требовалась часть государственных капиталов и имуществ за границей, например посольских зданий.


После рассмотрения этого проекта сама литовская делегация взяла его обратно, и мы убеждены, что, в особенности под давлением широких литовских масс, нам удастся и с Литвой найти исход, выгодный для обеих сторон, и что интересы трудящихся масс Литвы возымут верх над тенденциями отдельных групп ее правящих слоев.

Совершенно другую картину представляет Азербайджан, красный Баку. Мы не навязываем силою штыков ни нашего господства, ни нашего строя. Мы силою никуда не приносим коммунизма, и наши соседи это знают; они знают, что мы не угрожаем им ни нападением, ни насильственным навязыванием нашего строя. Но мы не ошиблись, когда мы ожидали от такого крупного промышленного центра, как Баку, что красный пролетариат его сам, своими собственными силами захватит власть, пойдет нам навстречу и вступит с Советской Россией в самый тесный братский союз. И действительно, как только нам удалось покончить с деникинской армией на юге, красный бакинский 'пролетариат восстал, захватил власть, и в Азербайджане было создано Советское Правительство, вступившее с нами в тесный союз двух братских Советских Правительств.

Сейчас же после этого изменившееся положение отразилось и на Грузии. Это один из самых чувствительных узлов мировой политики, и в Грузии мы поставили себе две цели. Одна цель — это то, чтобы территория Грузии не служила для подготовки против нас каких-ли'бо нападений и не служила бы ареной для враждебных Советской России войок. На территории Грузии имеются не только остатки деникинских войск, но там имеются также антантовские войска в Батуме, и по договору с нами Грузия обязалась возвратить нам как снаряжение, так и остатки деникинских войск, оказавшихся на этой территории, и обязалась очистить территорию Грузии от антантовских войск. Смешанная Комиссия с нашим участием будет наблюдать за проведением этого пункта. Другая цель — это обеспечить коммунистам Грузии легальное положение, и это достигнуто другой статьей договора об амнистии воем коммунистам. И наше представительство в Грузии 'будет следить за тем, чтобы этот пункт не остался пустым словом. Мы убеждены, таким образом, что в Грузии созданы условия для мирных отношений правительства Грузии с нашим правительством.

За Грузией мы пришли в соприкосновение с Арменией. В Армении также буржуазное правительство, тем ие менее и в Армении давление широких масс ведет к тому, что правительство идет на примирение с нами, на дружественные отношения с нами более, чем с правительствами Антанты. И в Армении также мы ставим целью ограждение коммунистов от преследований, и как только мы вступим с Арменией в те


постоянные отношения, которые подготовляются начавшимися переговорами, наше представительство в Армении будет также следить за тем и думать о том, чтобы коммунисты в Армении имели возможность свободной деятельности и свободной агитации.

Но более того, мы являемся повсюду в этих странах миротворцами и третейскими судьями территориальных споров между враждующими национальностями, и все они согласны на то, чтобы наши войска занимали спорные территории и чтобы смешанные комиссии под нашим председательством решали вопросы о спорных территориях. Все они знают, что Советская Россия является бескорыстным другом всякой малой национальности, что только в Советской России каждая национальность может найти защиту и покровительство против нападения, против угрозы ее национальному существованию. И ту же роль мы будем играть между Арменией и Турцией, как раз там, где в течение поколений происходила постоянная резня, как раз там только Советская Россия, благодаря своему престижу, благодаря своему влиянию на народные массы и того и другого народа, только она в состоянии удержать и ту, и другую сторону от национальной резни, от стремления вырезать другую нацию.

Мы вступаем в сношения с турецким правительством, борющимся за свое существование в Малой Азии против хищнических правительств Анта-нты. Мы обратились к этому правительству с нотой, которая уже опубликована. Мы предполагали в ближайшем будущем послать в Малую Азию наше представительство. В Москве находится известный турецкий деятель Халил-паша, представляющий турецкое революционное правительство Малой Азии. Мы знаем, что именно потому, что турецкий народ стал жертвою хищничества Антанты, именно поэтому он смотрит на Советскую Россию как на единственного друга, который является вполне бескорыстным. Но мы только на тех условиях вступаем с Турцией в дружественные отношения, чтобыЧмежду Турцией и соседними народами, как армянский, было\установлено взаимное разграничение, прекратилась взаимная резня. Там мы также являемся миротворцами, и Турция, так же как и Армения, уже соглашается на то, чтобы мы являлись посредниками, чтобы под нашим влиянием были устранены те до сих пор -безвыходные противоречия между турецким и армянским народами, которые так долго отравляли их существование.

Таким образом, постепенно на Востоке мы приходим в непосредственный контакт с народами, борющимися за освобождение от гнета капитала. Мы прикоснулись к персидским массам, когда остатки деникинского флота спаслись в Эн-зели. Мы совершили десант только для того, чтобы покончить с этими остатками деникинского флота, и мы уже очи-

R58


стили Энзели. Наши войска и флот покинули персидскую территорию и персидские воды [...]

Не без трудностей наше положение в Афганистане. Афганистан борется против империализма Англии, и в этой борьбе он встретил в нас полную поддержку, но в то же время мы знаем, что там существуют и враждебные нам влияния реакционных элементов, тех слоев, которые опасаются роста революционного движения. С другой стороны, широкие.массы в Афганистане относятся к нам, к Советской России, с такой симпатией, усматривая в нас главных защитников сохранения их независимости, и в то же время влиятельные горные племена, оказывающие сильное давление на политику афганского правительства, столь решительно стоят за тесный союз с нами, и сам эмир так ясно сознает английскую опасность, что в общем наши дружественные отношения с Афганистаном все более упрочиваются. В недавних публичных речах эмир ясно высказался за тесную дружбу с Советской властью против захватнической политики Англии. Силою вещей Афганистан вовлекается в борьбу с Англией и принужден защищать себя против английского империализма. Переговоры с Англией в Майсоре ничем не кончились. Несмотря на отдельные затруднения, мы все же имеем в Афганистане друга и союзника, и мы убеждены, что эти дружественные отношения с Афганистаном будут развиваться и впредь.

В непосредственное сношение нам удалось вступить и с китайским правительством. Вообще в Китае развивается широкой -волной симпатия к Советской России, она выражается в постоянных резолюциях, принимаемых в разных местах с выражением восторга по отношению к Советской Республике. Местные китайские власти вступили уже в непосредственные сношения с нашими властями. Так было в Семиречье и в Урянхае. В Сибирь сейчас прибыла, кроме того, специальная китайская делегация для урегулирования целого ряда вопросов более широкого значения. Китайское правительство крайне боязливо вследствие давления, которое оказывают на него европейские империалисты. Но чем дальше мы будем укрепляться в Азии, тем больше силою вещей китайский народ будет превращать в действительность ту общность интересов, которая у него существует с нами и которую широкие массы китайского народа соанают с полной ясностью.

Что касается Японии, она вела переговоры последнее время с так называемой Дальневосточной Республикой. Мы эту Дальневосточную Республику признали по требованию самой Японии. Территория ее простирается на всю Восточную Сибирь, от Байкала до Тихого океана. После этого Япония вела переговоры отчасти с нами и отчасти с правительством Дальневосточной Республики, а именно о нейтральной зоне, о занятии японцами тех или иных местностей, об эвакуации


ими определенных областей. С течением времени Япония становилась все более требовательной, и теперь японское правительство заявило, что считает Дальневосточную Республику недостаточно авторитетной. Переговоры потерпели заминку, н одновременно началось новое продвижение японских войск в Восточной Сибири. Японцы захватили портовые сооружения во Владивостоке, Северный Сахалин, порт де-Кастри, Николаевск-на-Амуре и готовятся к захвату Камчатки. Они фактически контролируют ВосточноЖнтайскую ж. д., они перебрасывают по ней новые дивизии с определенным намерением прочной оккупации территории Дальневосточной Республики. К сожалению, военная клика в настоящее время одержала в Японии верх, но там не только рабочая масса, но и широкие буржуазные слон борются против этой новой широкой интервенции. Японская военная клика выставляет план занятия Восточной Си'бнрн вплоть до Иркутска, н мы убеждены, что этот план превышает действительные силы японцев, что на этом пути японцы не наживут себе ничего, кроме нескончаемых трудностей, военных неудач, десятка тысяч жизней японских солдат, которые будут принесены в жертву. Именно на этой почве в самой Японии, несомненно, будет расти движение против господства нынешней крайне реакционной военной клнки. Земельные собственники, которые одержали верх в парламенте, ведут эту политику, и мы думаем, что на этой политике онн сломят себе шею. Мы думаем, что эта политика у ннх не долговечна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: