9 июля 1920 г.
После двух официальных совещаний председателя Российской" Торговой делегации тов. Красина с великобританскими министрами 31-го мая и 7-го июня и после неоднократных неофициальных совещаний с отдельными членами английского правительства, тов. Красин 29-го июня обратился к английскому правительству с решительной нотой**, в которой заявил, что если великобританское правительство находит необходимым немедленное устранение всех недоразумений и трений в области внешней политики обеих стран, и в частности всяких враждебных действий на Дальнем 'и Ближнем
* См. т. II, прим. 96
** См. т. II, док. № 403.
Востоке, а также немедленное урегулирование имущественных претензий на основе взаимности, то Советское Правительство готово немедленно пойти навстречу такому желанию, но оно не считает осуществимым достижение такого соглашения иначе, как в рамках формальных переговоров об установлении мирных отношений.
Пересматривая отдельные вопросы, касающиеся отношений между Россией и Англией, тов. Красин заявил в этой ноте, что Советское Правительство готово дать формальное обязательство не вести коммунистической пропаганды в Англии и не вмешиваться во внутреннюю политическую жизнь Англии в случае, если будет достигнуто общее соглашение о возобновлении экономических и торговых отношений между Россией и Англией и если великобританское правительство обязуется, со своей стороны, не вести пропаганды в России против Советского Правительства.
|
|
Вышеуказанное обязательство не должно лишать представителя Советского Правительства в Англии возможности выступать в печати или иным образом с опровержением неверных, а иногда намеренно искаженных известий, слухов и сообщений относительно основ советского строя и относительно различных событий советской жизни.
Что касается общей внешней политики Советской России, то одни только мирные переговоры способны положить конец враждебным отношениям между Россией и Англией. Советское Правительство согласится пересмотреть основы всей иностранной политики и, в частности, отказаться от участия во всяких враждебных действиях или мероприятиях, направленных против Великобритании, если подобное же обязательство будет дано великобританским правительством с надлежащей гарантией точного исполнения, закрепленной в особом договоре, который должен быть выработан на конференции из равного числа представителей обоих правительств и экспертов, без права взаимного отвода участников.
Значительную трудность в формулировании такого договора представляет тот факт, что Англия участвует в военной коалиции, некоторые члены которой состоят в войне с Советской Россией, вследствие чего обязательство о прекращении военных действий со стороны Англии утрачивает значительную долю своего значения, ибо парализуется полной возможностью для других союзников Англии вестн нападение на Советскую Россию. Окончательное урегулирование этого вопроса возможно, по-видимому, лишь при переговорах о заключении формального мнра,
|
|
Что касается требования великобританского правительства о принципиальном признании Советским Правительством долгов Российского государства по отношению к частным кредиторам, такая постановка вопроса клонится, к явному ущербу
Советской России. Ссылка на то, что без подобного признания английский деловой мир не согласится начать торговых сношений с Россией, опровергается многочисленными заявлениями английских купцов о желании начать торговые сношения с Россией, как только будут сняты препятствия, делаемые великобританским правительством.
Такого рода заявления весьма часто исходят именно от тех английских промышленников и торговцев, которые имеют претензии к России, ибо они правильно рассчитывают, что при отсутствии возможности для разоренной России выплатить в ближайшие годы по претензиям ее кредиторов, немедленное возобновление торговых сношений является лучшим и, вероятно, единственным средством получить от правильных сношений с Советской Россией такие выгоды, коими в ближайшие годы могут быть с излишком покрыты названные претензии.
Требование признания долгов частных кредиторов имеет в виду охранить в первую очередь интересы тех капиталистических кругов Англии, которые с большой для себя выгодой использовали войну 1914——1919 гг. и едва ли не с большей выгодой стремятся использовать ликвидацию этой войны. Интересы этой группы населения Рабоче-Крестьяпскос Правительство Советской России ни в коем случае не может признать первенствующими и первоочередными, и признание государствами Антанты частных претензий со стороны сотен и тысяч вдов и сирот рабоче-крестьянской Советской России, Украины, Кавказа и Сибири, близкие которых погибли от английских и французских пуль и гранат за время так называемой интервенции, т. е. ничем не вызванным военным вмешательством Антанты во внутренние дела России, представляется с точки зрения Советского Правительства делом несравненно более очередным и настоятельным.
Все договоры и обязательства России по отношению к великобританским подданным были аннулированы с того момента, когда великобританское правительство начало войну и интервенцию против Советской России и объявило блокаду с целью голодом и лишениями заставить русский народ отказаться от тех форм государственного бытия, которые русский народ сам себе избрал, низвергнув самодержавное царское правительство. Восстановление договоров возможно лишь после признания Советского Правительства и после восстановления мирных отношений и подписания мирного трактата. Все взаимные претензии могут быть рассмотрены на мирной конференции.
Тов. Красин указал также основания немедленного возобновления экономических и торговых сношений.
'В заключение он еще раз довел до сведения великобританского правительства и всего великобританского народа, и
частности его трудящихся масс, чт пасюнтельпспшим желанием Правительства Советской России и всего русского народа является скорейшее заключении всеобщего полного мира.
Великобританское правительство ответило па эту поту памятной запиской от 1 июля*, в которой выдвинуло принципы, предлагаемые им как базис для соглашения:
1. Взаимное обязательство воздерживаться от враждебных действий нли мероприятии против другой стороны и от •прямой или косвенной официальной пропаганды против учреждений другой стороны и, в частности, обязательство со стороны Советского Правительства не содействовать военными действиями или пропагандой азиатским народам в их враждебных действиях против британских интересов или Британской империи. Это предложение равносильно всеобщему перемирию как условию возобновления торговых сношений, причем британское правительство надеется, что оно скоро приведет ко всеобщему миру.
|
|
2. Разрешение британским подданным в России и российским подданным в Великобритании или других частях Британской империи возвратиться на родину.
3. Взамен соответствующего обязательства со стороны британского правительства — принципиальное согласие Советского Правительства на признание своего обязательства возместить убытки частным лицам, гражданам Великобритании, продавшим товары или оказавшим личные услуги в России; Великобритания не требует немедленной уплаты этих долгов. Точное определение относящихся к этому пункту обязательств России и всех других вопросов, касающихся денежных претензий с той и другой стороны, должно произойти на мирных переговорах.
4. Великобританское правительство соглашается на условия Советского Правительства относительно торговых сношений на основе взаимности, но ие отказывается от пра-ва возражать -против назначения какого-либо официального агента Советского Правительства.
Великобританское правительство ждет ответа от Советского Правительства о том, принимает ли оно эти принципы как базис для соглашения для возобновления торговых сношений между Россией и Британской империей или другими державами, готовыми принять эти условия. В случае утвердительного ответа британское правительство будет готово обсуждать детали с представителями или экспертами, которых Советское Правительство назначит, кроме уже отклоненных.
Если в течение педели не получится утвердительного отпета, велпкобрптлнекое пр;ииггол1>стьо сочтет переговоры
|
|
'I
Оконченными и, ввиду обнаружения тем самым нежелания Советского Правительства прекратить свои нападения на Британскую империю, оно приступит к совещанию со своими союзниками по поводу имеющих быть принятыми мероприятий.
Эта нота была привезена в Москву тт. Красиным и Ногиным.
7-го июля Народный Комиссар по Иностранным Делам Чичерин заявил, что, идя навстречу желаниям британского правительства, в целях достижения скорого мира между Россией и Великобританией, Российское Правительство принимает принципы, выдвинутые в памятной записке великобританского правительства как базис для соглашения между Россией и Великобританией, которое будет предметом переговоров между ними, долженствующих немедленно начаться.
Оно согласно с тем, что предлагаемый великобританским правительством план равносилен перемирию между Россией н Великобританией и разделяет ожидания, что оно подготовит окончательный мир, протестуя в то же время против утверждения.о производимых якобы Советской Россией нападениях на Британскую империю. Советская Россия желает мира с Великобританией, достижению которого препятствовало исключительно отсутствие такого же стремления со стороны Великобритании.
Эта ответная нота была отправлена 7-го июля вечером британскому правительству*.
Печат. по газ. «Известия» № 149(996), 9 июля 1920 е.