Сообщение Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР о переговорах с Правительством Великобритании

9 июля 1920 г.

После двух официальных совещаний председателя Российской" Торговой делегации тов. Красина с великобританскими министрами 31-го мая и 7-го июня и после неоднократных неофициальных совещаний с отдельными членами английского правительства, тов. Красин 29-го июня обратился к английскому правительству с решительной нотой**, в которой заявил, что если великобританское правительство находит необходимым немедленное устранение всех недоразумений и трений в области внешней политики обеих стран, и в частности всяких враждебных действий на Дальнем 'и Ближнем

* См. т. II, прим. 96

** См. т. II, док. № 403.


Востоке, а также немедленное урегулирование имущественных претензий на основе взаимности, то Советское Правительство готово немедленно пойти навстречу такому желанию, но оно не считает осуществимым достижение такого соглашения иначе, как в рамках формальных переговоров об установлении мирных отношений.

Пересматривая отдельные вопросы, касающиеся отношений между Россией и Англией, тов. Красин заявил в этой ноте, что Советское Правительство готово дать формальное обязательство не вести коммунистической пропаганды в Англии и не вмешиваться во внутреннюю политическую жизнь Англии в случае, если будет достигнуто общее соглашение о возобновлении экономических и торговых отношений между Россией и Англией и если великобританское правительство обязуется, со своей стороны, не вести пропаганды в России против Советского Правительства.

Вышеуказанное обязательство не должно лишать представителя Советского Правительства в Англии возможности выступать в печати или иным образом с опровержением неверных, а иногда намеренно искаженных известий, слухов и сообщений относительно основ советского строя и относительно различных событий советской жизни.

Что касается общей внешней политики Советской России, то одни только мирные переговоры способны положить конец враждебным отношениям между Россией и Англией. Советское Правительство согласится пересмотреть основы всей иностранной политики и, в частности, отказаться от участия во всяких враждебных действиях или мероприятиях, направленных против Великобритании, если подобное же обязательство будет дано великобританским правительством с надлежащей гарантией точного исполнения, закрепленной в особом договоре, который должен быть выработан на конференции из равного числа представителей обоих правительств и экспертов, без права взаимного отвода участников.

Значительную трудность в формулировании такого договора представляет тот факт, что Англия участвует в военной коалиции, некоторые члены которой состоят в войне с Советской Россией, вследствие чего обязательство о прекращении военных действий со стороны Англии утрачивает значительную долю своего значения, ибо парализуется полной возможностью для других союзников Англии вестн нападение на Советскую Россию. Окончательное урегулирование этого вопроса возможно, по-видимому, лишь при переговорах о заключении формального мнра,

Что касается требования великобританского правительства о принципиальном признании Советским Правительством долгов Российского государства по отношению к частным кредиторам, такая постановка вопроса клонится, к явному ущербу


Советской России. Ссылка на то, что без подобного признания английский деловой мир не согласится начать торговых сношений с Россией, опровергается многочисленными заявлениями английских купцов о желании начать торговые сношения с Россией, как только будут сняты препятствия, делаемые великобританским правительством.

Такого рода заявления весьма часто исходят именно от тех английских промышленников и торговцев, которые имеют претензии к России, ибо они правильно рассчитывают, что при отсутствии возможности для разоренной России выплатить в ближайшие годы по претензиям ее кредиторов, немедленное возобновление торговых сношений является лучшим и, вероятно, единственным средством получить от правильных сношений с Советской Россией такие выгоды, коими в ближайшие годы могут быть с излишком покрыты названные претензии.

Требование признания долгов частных кредиторов имеет в виду охранить в первую очередь интересы тех капиталистических кругов Англии, которые с большой для себя выгодой использовали войну 1914——1919 гг. и едва ли не с большей выгодой стремятся использовать ликвидацию этой войны. Интересы этой группы населения Рабоче-Крестьяпскос Правительство Советской России ни в коем случае не может признать первенствующими и первоочередными, и признание государствами Антанты частных претензий со стороны сотен и тысяч вдов и сирот рабоче-крестьянской Советской России, Украины, Кавказа и Сибири, близкие которых погибли от английских и французских пуль и гранат за время так называемой интервенции, т. е. ничем не вызванным военным вмешательством Антанты во внутренние дела России, представляется с точки зрения Советского Правительства делом несравненно более очередным и настоятельным.

Все договоры и обязательства России по отношению к великобританским подданным были аннулированы с того момента, когда великобританское правительство начало войну и интервенцию против Советской России и объявило блокаду с целью голодом и лишениями заставить русский народ отказаться от тех форм государственного бытия, которые русский народ сам себе избрал, низвергнув самодержавное царское правительство. Восстановление договоров возможно лишь после признания Советского Правительства и после восстановления мирных отношений и подписания мирного трактата. Все взаимные претензии могут быть рассмотрены на мирной конференции.

Тов. Красин указал также основания немедленного возобновления экономических и торговых сношений.

'В заключение он еще раз довел до сведения великобританского правительства и всего великобританского народа, и


частности его трудящихся масс, чт пасюнтельпспшим желанием Правительства Советской России и всего русского народа является скорейшее заключении всеобщего полного мира.

Великобританское правительство ответило па эту поту памятной запиской от 1 июля*, в которой выдвинуло принципы, предлагаемые им как базис для соглашения:

1. Взаимное обязательство воздерживаться от враждебных действий нли мероприятии против другой стороны и от •прямой или косвенной официальной пропаганды против учреждений другой стороны и, в частности, обязательство со стороны Советского Правительства не содействовать военными действиями или пропагандой азиатским народам в их враждебных действиях против британских интересов или Британской империи. Это предложение равносильно всеобщему перемирию как условию возобновления торговых сношений, причем британское правительство надеется, что оно скоро приведет ко всеобщему миру.

2. Разрешение британским подданным в России и российским подданным в Великобритании или других частях Британской империи возвратиться на родину.

3. Взамен соответствующего обязательства со стороны британского правительства — принципиальное согласие Советского Правительства на признание своего обязательства возместить убытки частным лицам, гражданам Великобритании, продавшим товары или оказавшим личные услуги в России; Великобритания не требует немедленной уплаты этих долгов. Точное определение относящихся к этому пункту обязательств России и всех других вопросов, касающихся денежных претензий с той и другой стороны, должно произойти на мирных переговорах.

4. Великобританское правительство соглашается на условия Советского Правительства относительно торговых сношений на основе взаимности, но ие отказывается от пра-ва возражать -против назначения какого-либо официального агента Советского Правительства.

Великобританское правительство ждет ответа от Советского Правительства о том, принимает ли оно эти принципы как базис для соглашения для возобновления торговых сношений между Россией и Британской империей или другими державами, готовыми принять эти условия. В случае утвердительного ответа британское правительство будет готово обсуждать детали с представителями или экспертами, которых Советское Правительство назначит, кроме уже отклоненных.

Если в течение педели не получится утвердительного отпета, велпкобрптлнекое пр;ииггол1>стьо сочтет переговоры

'I


Оконченными и, ввиду обнаружения тем самым нежелания Советского Правительства прекратить свои нападения на Британскую империю, оно приступит к совещанию со своими союзниками по поводу имеющих быть принятыми мероприятий.

Эта нота была привезена в Москву тт. Красиным и Ногиным.

7-го июля Народный Комиссар по Иностранным Делам Чичерин заявил, что, идя навстречу желаниям британского правительства, в целях достижения скорого мира между Россией и Великобританией, Российское Правительство принимает принципы, выдвинутые в памятной записке великобританского правительства как базис для соглашения между Россией и Великобританией, которое будет предметом переговоров между ними, долженствующих немедленно начаться.

Оно согласно с тем, что предлагаемый великобританским правительством план равносилен перемирию между Россией н Великобританией и разделяет ожидания, что оно подготовит окончательный мир, протестуя в то же время против утверждения.о производимых якобы Советской Россией нападениях на Британскую империю. Советская Россия желает мира с Великобританией, достижению которого препятствовало исключительно отсутствие такого же стремления со стороны Великобритании.

Эта ответная нота была отправлена 7-го июля вечером британскому правительству*.

Печат. по газ. «Известия» № 149(996), 9 июля 1920 е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: