Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Иране с Министром Иностранных Дел Ирана Самии

13 октября 1936 г.

Я сообщил Самии, что нами передана министерству нота с изложением обстоятельств убийства красноармейца Коваленко и иашнх требований, связанных с этим делом ш. Я указал Самии, что имеем дело с чрезвычайно тяжким случаем, который требует самого срочного разрешения,

Сам-ии, выслушав мое изложение всей истории конфликта, заявил, что информация, полученная министерством, совершенно расходится с советской информацией. Во-первых, весь конфликт произошел на иранской территории, на другой стороне речкн. Во-вторых, красноармеец Коваленко был' убит во время перестрелки. В-третьих, тело убитого красноармейца не было выдано и похоронено на иранской территории только потому, что советский погранкомнссар не явился за получением тела.

Я вновь подтвердил правильность нашей информации и заявил, что не подлежит никакому сомнению, что иранские пограничники, виновные в истязаниях н в убийстве нашего


пограничника, виновные в нарушении советской границы и территории, сейчас пытаются лживой информацией освободить себя от надлежащей ответственности. Особенно очевидны лжи-зость и преднамеренность информации иранских пограничных органов из того факта, что они пытаются невыдачу тела красноармейца и похороны его на иранской территории объяснить неявкой советского погранкомиссара за телом. Между тем советский погранкомиссар непрерывно требовал выдачи ему тела красноармейца: тело красноармейца было даже предъявлено советскому погранкомиссару в присутствии иранского погранкомиссара и было подвергнуто медицинскому осмотру, но в дальнейшем все попытки советского комиссара получить тело были категорически отклонены иранской стороной. Не подлежит сомнению, что иранские пограничники стремятся скрыть следы своих преступных действий, особенно после того, как медицинский осмотр, произведенный в присутствии обоих погранкомиссаров, позволил выяснить картину убийства красноармейца.

Самии не настаивал более на иранской версии конфликта и заявил, что он примет меры к расследованию этого случая.

Я вновь настойчиво потребовал у Самии. чтобы было дано телеграфное распоряжение о немедленной выдаче тела красноармейца, хотя бы для этого пришлось открыть могилу, и чтобы были реализованы прочие требозания, изложенные в нашей ноте.

Самии уклонился от прямого ответа на мое заявление, сказав, что он сделает все необходимое.

Самии затем сообшил мне, что проработка вопросов границы уже закончена и он рассчитывает, как только шах вернется из поездки, сделать доклад на правительстве. После получения надлежащих инструкций он. Самии, сможет возобновить переговоры но соглашению о границе.

Что же касается соглашения о пограничных комиссарах и о режиме в пограничной полосе, то у него лично осталось несколько вопросов, которые он хотел бы уже разрешить непосредственно со мной, так как он считает, что вся подготовительная работа, в которой принимали участие Амин-заде и Амерн *t сейчас закончена.

Я ответил, что в течение последнего времени все вопросы этих двух пограничных соглашений были разрешены между сторонами и работа шла только над уточнением редакции французского текста, причем и эта работа уже закончена и сейчас согласовано буквально каждое слово. Поэтому я не

8 Соответственно директор политического департамента и ответственный сотрудник МИД Ирана.

4S0


понимаю, какого рода вопросы должны быть обсуждены между Самин и мной.

Самии ответил, что таких вопросов несколько и он надеется на днях мне сообщить, может быть в присутствии Сохейли, все относящиеся к этому свои соображения. В качестве примера он может назвать три таких вопроса. Неясно, например, что в соглашении должно подразумеваться под контрабандой. Если речь идет о том, что каждой стороне предоставляется Квалифицировать контрабанду согласно ее внутренним законам, то тогда этот вопрос не вызывает никаких затруднений. Но вряд ли возможно понимать под контрабандой все, что закон другой страны считает контрабандон, ибо для этого пришлось бы пересматривать соответствующие законы в обеих странах.

На мое замечание, что под контрабандой нужно подразумевать передвижение через границу товаров или ценностей помимо таможни и без прохождения таможенных формальностей, Самии ответил, что, во-первых, невозможно будет требовать от всех представления документов о том, что все их вещи прошли необходимым формальным порядком через таможенные учреждения другой страны. Таких удостоверений таможня не выдает. Во-вторых, он просит учесть такой пример: кто-либо, переходя через советскую таможню, однако, провозит с собой червонцы. Червонцы запрещены к вывозу из Советского Союза, но они не запрещены к ввозу в Иран. Можно ли требовать от иранских властен, чтобы они, скажем, конфисковывали червонцы в этом случае и привлекали к тон или иной ответственности лицо, их вывезшее.

Далее Самии имеет в виду коснуться в предстоящих переговорах вопроса о высылке из пограничной зоны эмигрантов. Самин понимает, что присутствие эмигрантов в пограничной зоне крайне нежелательно, что оно создает разнообразные конфликты. Поэтому он в принципиальном отношении понимает необходимость выселения эмигрантов из пограничной полосы. Но, с другой стороны, он просит учесть, что речь идет о людях, уже много лет живущих в пограничной зоне, построивших там себе дома, имеющих участок земли. Изгнать их из пограничной "зоны— это значит разорить их. Кроме того, перед иранским правительством станет проблема устройства большого количества людей, может быть даже десятка тысяч, в других районах Ирана, т. е. нужно будет позаботиться о постройке для этих людей жилищ, об отводе им земли, об оказании им материальной помощи и т. д. Самии не имеет сейчас какого-нибудь конкретного предложения, но он считает, что в этом вопросе должен быть найден какой-то компромисс, и он просит нас подумать и облегчить решение проблемы.

В качестве третьего примера Самии остановился на вопросе о том, правильно ли, что правительство обязано выдавать


материальные возмещения в случаях убытков, нанесенных угоном скота и т. п. По мнению Самии, текст соглашения о пограничных комиссарах так составлен, что его можно толковать в указанном смысле. Самии считает, что правительство не должно нести материальной ответственности за действия тех или других лиц, которые на границе будут причинять убытки жителям другой страны.

Я указал Самии, что вопрос об эмигрантах имеет значение как для пограничной конвенции, так и вообще для вопроса об установлении мира и порядка на границе. Эмигранты являются основным источником пограничных конфликтов, что и понятно ввиду их отношения к тому государству, откуда они эмигрировали. Эмигранты систематически переходят границу, они производят постоянные нападения и набеги, угоняют скот и наносят всякого рода другие ущербы. Если мы не разрешим правильно вопроса о выселении эмигрантов из пограничной полосы, то тем самым в значительной степени сведем на нет всю нашу работу над приведением границы в порядок.

Наша дискуссия на поставленную Самии тему закончилась заявлением Самнн, что он высказал только некоторые предварительные замечания по интересующим его вопросам и намерен вернуться к ним через несколько дней.

На мой вопрос, когда же кончится изучение «Кезир-Хуриа-на» * и мы начнем переговоры, Самии ответил, что на днях с ним иа эту тему говорил министр финансов и он думает, что в ближайшие дни можно было бы устроить специальное совещание, чтобы ознакомиться с нашими предложениями.

Я ответил, что, прежде чем созывать совещание и заслушивать наши предложения, необходимо, чтобы иранское правительство ответило на мою ноту**, посланную уже два месяца тому назад, и сообщило, что оно начинает переговоры по «Ке-вир-Хуриану» и назначает своих делегатов. После этого можно будет приступить к обсуждению наших предложений.

Самии ответил, что он не возражает и против такого порядка и в ближайшие дин рассчитывает прислать ту йоту, о которой я говорю.

Затем Самии спросил меня о том, как идут переговоры о ветеринарном протоколе.

Я ответил, что ввиду отсутствия Бейята переговоры пока задержались. Бейят через несколько дней вернется, и тогда можно будет продискутировать с ним оставшиеся спорные вопросы ***.

На мой вопрос, можно ли в ближайшем будущем ожидать подписания ближневосточного пакта, Самии ответил, что нме-

* См. док..Vu 19. ** См. док. Л5 290. *** Эт ei переговоры бы.:н продолжены в 1937 г.


ется предположение подписать ближневосточный пакт в марте 1937 г.*, но иранское правительство поставило в известность всех остальных участников пакта, что оно подпишет пакт в марте месяце только в том случае, если до этого времени пограничные разногласия между Ираком и Ираном будут ликвидированы. Положение же сейчас таково, что Ирак до сих пор не ответил на ноту Ирана, содержащую его последние предложения. Хотя иранское правительство надеется, что за остающееся до марта месяца время между Ираном н Ираком будет достигнуто соглашение, тем более что Иран выступает сейчас с самыми скромными требованиями, тем не менее какой-либо уверенности в этом нет. Если соглашение не состоится, то пакт не будет подписан и Иран обратится вновь к посредничеству Лиги наций. Самим подтвердил, что подписание пакта, ежели оно состоится, намечено в Тегеране.

Одновременно Самни обратился ко мне с просьбой передать в Москву следующее заявление иранского правительства: на последней сессии Лиги наций происходили выборы в Совет Лиги наций представителя от Западной Азии. Было заявлено, что на этот раз турецкий делегат займет это место. Но через восемь — девять месяцев будут происходить новые выборы, и иранское правительство хотело бы выставить кандидатуру своего представителя на это место. Иранское правительство ведет соответствующие переговоры с Турцией, Афганистаном и Ираком, и оно обращается к Советскому правительству с просьбой поддержать иранского делегата в этом вопросе, когда это понадобится.

Я ответил, что сделанное мне сообщение передам в Москву ,82.

На мой вопрос, когда ожидается в Тегеране афганский военный министр, Самии ответил, что он сам не знает, где сейчас министр находится и какие у него дальнейшие планы. Так как премьер-министр Афганистана уезжает за границу, то военный министр сейчас должен торопиться в Кабул.

Что касается турецкой экономической делегации, то, по словам Самни, она ожидается в Тегеране в ближайшие дни.

Дальнейшие наши разговоры перешли на вопросы последней сессии Лиги наций. Самни выразил удовлетворение по поводу решения, которое.было принято на сессии по вопросу об Абиссинии (о допуске ее делегации). Затем большой разговор был об Испании. Самии развивал такой взгляд, что, во-первых, речь идет, если рассматривать испанский вопрос с точки зрения международных взаимоотношений, о борьбе между демократиями и диктатурами. С другой стороны, он высказывал-

* Ближневосточный пакт четырех держаз (Афганистан, Ирак, Ноан и Турция) был подписан 8 июля 1937 г.; см. сб. «League of Nations Treaty Series», vol. CXC, Geneva, 1938, pp. 21—27.


ся в таком духе, что, мол, имеется разногласие между большими державами и каждая из них стремится укрепить свои позиции. В-третьих, он заявил, что собственно, пожалуй, не доказано нарушение Германией и Италией соглашения о невмешательстве, и. в-четвертых, спрашивал, не имеет ли место военная помощь испанскому правительству со стороны Советского Союза (ссылаясь на соответствующие выступления итальянских и германских представителей).

В происшедшей дискуссии я объяснил Самии нашу позицию в испанских делах, рядом примеров показал, что итальянские, германские и португальские опровержения носят смехотворный характер, а что обвинение Советского Союза во вмешательстве носит просто характер инсинуации, указал, что хотя законное испанское правительство с точки зрения международных норм имеет право требовать иного отношения к себе, чем мятежники, но Советский Союз, звиду обращения к нам некоторой державы к в целях избежания осложнений в международных отношениях, согласился на себя взять такое обязетельство о невмешательстве, которое запрещает поставку вооружения н законному испанскому правительству. Но практикой Германии, Италии и Португалии соглашение о невмешательстве превращено в блокаду законного испанского правительства и в прикрытие вмешательства трех держав в пользу мятежников. Я подчеркнул, что со стороны Италии и Германии мы имеем дело с политикой подготовки войны, напомнил министру, что еще недавно в отношении Ирана некоторыми державами проводилась аналогичная политика поддержки мятежных окраинных племен против центрального правительства для того, чтобы подчинить Иран своему политическому влиянию, указал также, что Иран должен быть заинтересован в сохранении мира и. стало быть, должен иметь всегда ясную позицию в отношении понимания того, какие государства в Европе защищают мир и какие, наоборот, подготовляют войну.

Самии в конце концов должен был согласиться с тем, что нарушение соглашения о невмешательстве Италии и Германии не подлежит сомнению; должен был он также согласиться с тем, что абсолютно не доказано нарушение Советским Союзом обязательства о невмешательстве; он констатирозал также разделение Европы на государства, подготовляющие зойну, и государства, защищающие мир; заявил, что Иран со всех точек зрения может быть только в числе государств, защищающих мир. Он сам напомнил, что Италия и Германия в течение долгого времени воооще не хотели подписывать соглашения о невмешательстве, тем самым доказывая, что они хотят вмешиваться в испанские дела. Он согласился с тем, что нарушение Италией и Германией подписанного ими соглашения корни свои имеет в позорной истории с Абиссинией и в других


аналогичных фактах, которые позволяют агрессивным государствам заранее относиться без всякого уважения ко всяким подписываемым ими международным: обязательствам. Но вместе с тем я чувствовал, что его симпатии в испанских событиях на стороне мятежников, а не правительства Народного фронта. Это вполне отвечает тем выступлениям здешней прессы, которые, хотя в небольшом количестве, имели здесь место. Эти выступления без всяких колебаний относили симпатии Ирана к мятежникам как представителям монархического начала.

А. Черных

Печат. по срх.

311. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат

Иностранных Дел СССР

Вне очеаеди 14 октября 1936 г.

Сегодня я посетил в сопровождении Кагана лорда Плимута и, сославшись на письмо Кагана от 12 октября *, спросил, когда будет назначено заседание Комитета. В ответ Плимут заявил, что консультировался по вопросу, поднятому в этом письме, со своим начальством (английским) и может сообщить, что впредь до получения ответа от Португалии, Германии и Италии на посланные ранее Комитетом запросы по поводу нарушения невмешательства созыв Комитета не является целесообразным.

На мой дальнейший вопрос, когда примерно Плимут ожидает ответа названных стран, он пожал плечами и сказал, что не знает, но во всяком случае не в ближайшие дни. Тут же Плимут передал мне свой письменный ответ на письмо Кагана от 12-го, содержащее по существу то же, что я только что слышал от него устно. Текст письма послан вам телеграммой **. Я и Каган решительно возражали против этой тактики оттягивания и указали на полную ненормальность такого положения, когда Советскому правительству отказывают в обсуждении его практических предложении по вопросу величайшей срочности. Плимут, однако, ссылался на решение более высокой инстанции, еще раз повторил о невозможности созыва Комитета в настоящий момент.

Я заявил, что передам ответ Плимута Советскому правительству, но уже сейчас могу ему со всей определенностью сказать, что считаем этот ответ неудовлетворительным Ibî. Мое общее впечатление сйоднтся к тому, что британское правительство ожидает скорого падения Мадрида и окончательной

* В тексте ошибочно— 11 октября- см. док. Л:; 303. ** См. стр. 471.


победы Франко, а впредь до того играет в оттяжку. Однако маневрируют они не совсем ловко: если бы они наше предложение отвергли Комитетом, ответственность за это легла бы на 26 государств, а сейчас весь одиум берет на себя британское правительство.

Срочно сообщите дальнейшие директивы ш.

Полпред

Печет, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: