Немедленно 8 апреля 1938 г.
При оценке политической линии Черчилля нужно иметь в виду, что его исходной точкой является защита целости Британской империи и что сейчас главную опасность для последней он усматривает в Германии. Настроения Черчилля крайне германофобские, н целям борьбы с Германией он готов подчинить все остальное. Так, ол не раз мне говорил, что ради сокрушения германского могущества он склонен временно забыть о Дальнем Востоке. Черчилль давал мне также понять, что он охотно поддержал бы возрождение «фронта Отрезы» *, если бы это было осуществимо. Я сомневаюсь, однако, чтобы он верил в возможность разбить «ось» в настоящее время, ибо совсем на днях он говорил мне, что хотя аншлюс был для Муссолини горькой пилюлей, однако, имея немцев на Бреннере, ои не может позволить
* Cf.:. г. XVIII, док. JA!83.
17Ü
себе роскоши рисковать добрыми отношениями с Берлином. Зато я вполне верю, что Черчилль в Париже рекомендовал не вмешиваться в испанские дела (я об этом вам даже телеграфировал 31 марта*), ибо его позиция в испанском вопросе все время была крайне неудовлетворительной. Здесь сказывалась классовая ограниченность Черчилля. Испанское правительство ему все время рисовалось в виде какой-то коммунистической диктатуры. Ради борьбы с Германией Черчилль готов преодолеть свою классовую неприязнь к «красному правительству» в СССР, но он не в силах сделать то же в интересах борьбы с Италией, которую он не считает серьезной опасностью для Британской империи. Ко всему сказанному выше надо прибавить еще одно обстоятельство. Как я уже сообщал вам, Черчилль сильно котируется сейчас иа политической бирже как возможный член правительства. С инм ведутся по этому поводу закулисные разговоры, и ему хочется войти в кабинет. В такой ситуации Черчиллю, которому в высшей степени свойственно и политиканство, н интриги (правда, не всегда удачные), разумеется, не хотелось поездкой в Париж портить свои шансы. Наоборот, он склонен был даже оказать известную «услугу» Чемберлеиу, поскольку такая «услуга» не противоречила его основной установке на борьбу с Германией и иа формирование «великого альянса». К тому же самому выводу я прихожу, читая некоторые его статьи, опубликованные в самые последние дни.
|
|
Полпред
Пешт, по арх.
122. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР
8 апреля J938 г.
Министр путей сообщения прислал мне меморандум по проекту строительства Северо-Западной ж, д. ** Краткое содержание:
1. Протяженность дороги: 1-й участок (от нашей границы) — Урумчи — Турфаи — Хами — Сучжоу — 1810 км; 2-й участок — Сучжоу — Чжанъе — Увэй — Бай-Туманье — Гуюань — Пнилян (пункты провинции Ганьсу севернее Ланьчжоу) — Сяньян (провинция Шэиьсн) — 1306 км.
|
|
2. Общая стоимость строительства дороги равна приблизительно 280 млн. китайских долл., из коих 170 млн. китайских долл.— на местные издержки, ПО млн.—на внешние платежи. Причем последние ПО млн. предполагается получить взаймы у СССР по умеренным процентам (в виде материалов: рельсы, шпалы, локомотивы, вагоны и пр.). Заем рассчитай на 20 лет.
* См. дек. ль т. ** См. док. № из.
12 Докум. вн, полит. т. XXI 177
3. Постройка рассчитана на шесть лет, но, используя опыт СССР и учитывая военные потребности, 1-й участок возможно построить за два года, а всю дорогу — в четыре года.
4. Для постройки н управления дорогой организовать железнодорожную компанию под названием «Северо-Западная железнодорожная компания». Капитал будет внесен главным образом министерством путей сообщения, и баланс распределен между провинциальными правительствами Ганьсу, Синьцзяна и Шэньси. Пропорционально пайщики назначат членов совета директоров, которые явятся высшей административной властью.
5. Компания будет организована, как только упомянутые материальные кредиты будут обеспечены.
Несколько непонятно, почему изменено направление трассы: намечено севернее Ланьчжоу зместо ранее предполагаемой через Ланьчжоу.
Луганец
Печат.,iö арх.