Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И- М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 8 апреля 1938 г.

При оценке политической линии Черчилля нужно иметь в виду, что его исходной точкой является защита целости Британской империи и что сейчас главную опасность для последней он усматривает в Германии. Настроения Черчилля крайне германофобские, н целям борьбы с Германией он готов подчинить все остальное. Так, ол не раз мне говорил, что ради сокрушения германского могущества он склонен временно забыть о Дальнем Востоке. Черчилль давал мне также понять, что он охотно поддержал бы возрождение «фронта Отрезы» *, если бы это было осуществимо. Я сомневаюсь, однако, чтобы он верил в возможность разбить «ось» в настоящее время, ибо совсем на днях он говорил мне, что хотя аншлюс был для Муссолини горькой пилюлей, однако, имея немцев на Бреннере, ои не может позволить

* Cf.:. г. XVIII, док. JA!83.

17Ü


себе роскоши рисковать добрыми отношениями с Берлином. Зато я вполне верю, что Черчилль в Париже рекомендовал не вмешиваться в испанские дела (я об этом вам даже телеграфировал 31 марта*), ибо его позиция в испанском вопросе все время была крайне неудовлетворительной. Здесь сказывалась классовая ограниченность Черчилля. Испанское правительство ему все время рисовалось в виде какой-то коммунистической диктатуры. Ради борьбы с Германией Черчилль готов преодолеть свою классовую неприязнь к «красному правительству» в СССР, но он не в силах сделать то же в интересах борьбы с Италией, которую он не считает серьезной опасностью для Британской империи. Ко всему сказанному выше надо прибавить еще одно обстоятельство. Как я уже сообщал вам, Черчилль сильно котируется сейчас иа политической бирже как возможный член правительства. С инм ведутся по этому поводу закулисные разговоры, и ему хочется войти в кабинет. В такой ситуации Черчиллю, которому в высшей степени свойственно и политиканство, н интриги (правда, не всегда удачные), разумеется, не хотелось поездкой в Париж портить свои шансы. Наоборот, он склонен был даже оказать известную «услугу» Чемберлеиу, поскольку такая «услуга» не противоречила его основной установке на борьбу с Германией и иа формирование «великого альянса». К тому же самому выводу я прихожу, читая некоторые его статьи, опубликованные в самые последние дни.

Полпред

Пешт, по арх.

122. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

8 апреля J938 г.

Министр путей сообщения прислал мне меморандум по проекту строительства Северо-Западной ж, д. ** Краткое содержание:

1. Протяженность дороги: 1-й участок (от нашей границы) — Урумчи — Турфаи — Хами — Сучжоу — 1810 км; 2-й участок — Сучжоу — Чжанъе — Увэй — Бай-Туманье — Гуюань — Пнилян (пункты провинции Ганьсу севернее Ланьчжоу) — Сяньян (провинция Шэиьсн) — 1306 км.

2. Общая стоимость строительства дороги равна приблизительно 280 млн. китайских долл., из коих 170 млн. китайских долл.— на местные издержки, ПО млн.—на внешние платежи. Причем последние ПО млн. предполагается получить взаймы у СССР по умеренным процентам (в виде материалов: рельсы, шпалы, локомотивы, вагоны и пр.). Заем рассчитай на 20 лет.

* См. дек. ль т. ** См. док. № из.

12 Докум. вн, полит. т. XXI 177


3. Постройка рассчитана на шесть лет, но, используя опыт СССР и учитывая военные потребности, 1-й участок возможно построить за два года, а всю дорогу — в четыре года.

4. Для постройки н управления дорогой организовать железнодорожную компанию под названием «Северо-Западная железнодорожная компания». Капитал будет внесен главным образом министерством путей сообщения, и баланс распределен между провинциальными правительствами Ганьсу, Синьцзяна и Шэньси. Пропорционально пайщики назначат членов совета директоров, которые явятся высшей административной властью.

5. Компания будет организована, как только упомянутые материальные кредиты будут обеспечены.

Несколько непонятно, почему изменено направление трассы: намечено севернее Ланьчжоу зместо ранее предполагаемой через Ланьчжоу.

Луганец

Печат.,iö арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: