Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Чехословакии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

10 мая 193S г.

Чехословацкий меморандум Франции и Англии* содержал перечисление мероприятий по расширению в рамка.х существующей конституции Чехословакии прав судетских немцев, как-то: применение немецкого языка наравне с чешским на железных дорогах и в целом ряде центральных учреждений, передача ряда школ в руки немцев, организация в школьных советах при самоуправлениях немецких секций, доведение процента немцев в составе чиновничества до 22-х, выделение в рамках госбюджета сумм на культурное обслуживание немцев тоже в размере 22% к соответствующей статье бюджета и т. п. Меморандум кончался категорическим заявлением, что никакой автономии Судет Чехословакия допустить не может. Чемберлен заявил Даладье, что все эти мероприятия недостаточны для решения вопроса о чехо-словацко-немецких взаимоотношениях.

Английский посланник Ньютон сделал Крофте устное представление, сводящееся к следующим трем пунктам:

1. Именем английского правительства обратил внимание на серьезную опасность войны в Средней Европе и на желательность избежать ее в интересах всей Европы и ее мирного развития.

2. Долго говорил о стратегическом положении Чехословакии, считая его безнадежным после аншлюса. Буквально заявил, что Чехословакия не может сопротивляться Германии даже и тот короткий срок, который был бы необходим для организации помощи со стороны Франции, а возможно, и Англии. Чехословакия будет оккупирована значительно раньше, чем получит помощь или чем разгорится общая европейская война. Крайне интересны

* См, газ. «Известия». 14 мая 1938 г.


дальнейшие выводы, характер угроз и запугивания. Ньютон заявил, что и в случае вынужденной, но победоносной войны друзей оккупированной Чехословакии последняя не может рассчитывать на восстановление своей государственности в ныне существующих границах. На вопрос о помощи СССР Ньютон ограничился буквально одной фразой и отклонил всякие уточнения. Он сказал: «По многим и разным причинам Чехословакия не может рассчитывать на помощь СССР». Останавливаясь на утверждении, что Англия могла бы решительностью своего поведения предотвратить агрессию Германии/ а тем и войну, Ньютон заявил, что Англия в данное время не может вести европейскую войну. Поэтому ведущее к этому прямое обязательство было бы блефом, который легко разоблачить и который английская общественность никогда не приняла бы и не простила своему правительству. Поэтому Англия остается на точке зрения, сформулированной Чемберленом *, ио «не исключает возможности своего активного участия в решениях на какой-то позднейшей стадии».

3. Ньютон довольно пространно говорил поэтому о необходимости сделать максимальные уступки судетским немцам и «избежать совместных величайших усилий при возможности столкновения с Германией». По словам Крофты. никаких конкретных советов Ньютон не давал, а только старался внушить необходимость жертв со стороны Чехословакии. Однако Ньютон все же буквально сказал, что «Чехословакия должна привыкнуть к мысли о том, что она является не национальной страной, а страной национальностей». Я спрашивал Крофту, не является ли это завуалированным требованием перестройки государства на федеративных началах. Крофта категорически отрицал, указывая, что даже Чемберлен в своем публичном выступлении исходил из рамок нынешней конституции Чехословакии, которая исключает не только федерацию, ио и какую бы то ни было территориальную автономию. Крофта заверял, что об уступках может быть речь только на базе конституции н Англия это твердо знает.

Французский посланник де Лакруа одновременно сделал аналогичное представление, но с той разницей, что не подчеркивал тяжесть стратегического положения Чехословакии, не подвергал сомнению вопрос о помощи Франпии и СССР, а в отношении судетскнх немцев рекомендовал буквально «максимум уступок, исходяших из предпосылки иитегральностн существующих границ и государственного строя» **.

Александровский

Лечат, по аах.

* См. газ. «Известия». 26 марта 1938 г. См. также док- Л*2 231.


171. Письмо Временного Поверенного в Делах СССР в Дании Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

10 мая 1938 г.

Уважаемый Максим Максимович,

За истекший месяц политическая жизнь Дании была достаточно активной. Идея обороны Дании и связанная с нею идея обороны Скандинавии продолжали интересовать все партии и общественные круги. Правительство продолжало «глушить» эту активность где уговорами, а где и угрозами. По инициативе норвежцев должна была состояться встреча скандинавских премьеров, на которой предполагалось обсудить высказанную Сандле-ром идею обороны Скандинавии. Мунк запротестовал, заявив, что не следует раздражать немцев.

За это время подтвердилось, что немцы все же ставят вопрос о ревизии датско-германской границы. Представитель немецкого меньшинства в датском Шлезвиге, член фолькетинга пастор Шмидт 12 апреля в фолькетинге заявил: «Слишком доктринарно и слишком узковато смотреть на этот вопрос так, как это делается с датской стороны, т. е. твердить все время одно и то же, а именно что теперешняя граница раз навсегда твердо установлена и эта граница не будет поколеблена...* Я говорил об этом уже несколько раз и теперь повторяю эти слова, не желая, однако, вызвать какую-либо тревогу... Я не могу представить себе ничего другого, кроме того, что обе стороны, т. е. Дания и Германия, ясно сознают теперь необходимость при какой-либо возможности начать переговоры об этом вопросе. Когда найдется эта возможность, это подлежит решить лишь исключительно одним этим странам — Дании и Германии...»

На эту речь Мунк реагировал тем, что лишний раз опроверг упорные слухи о том, что Германия ставила вопрос о ревизии границы. Больше того, он заявил даже, что «этот пограничный вопрос, с тех пор как была проведена датско-германская граница, не нуждался в обсуждениях, так как об этом вопросе между Германией и Данией не существует разногласий...» Таким голословным заявлением он, однако, никого не убедил. Сами же немцы в своей прессе, издающейся в Дании, изо дня в день повторяют о необходимости пересмотра границы. Датские же общественные круги, особенно консервативные, открыто высмеяли Мунка.

Правительство решило проявить активность в другой области и отвлечь общественное внимание от неприятных ей вопросов. На заседании фолькетинга 13 апреля из ложи зрителей было сделано два холостых выстрела в министра юстиции Стейнке. Стрелял из пугача член датской нацистской партии некий Ве-стергорд, который был сразу же арестован. Этой хулиганской

* Здесь и ниже многоточие документа.


демонстрацией н решило правительство воспользоваться для кампании против коммунистов. Дело в том, что этот Вестергорд два года тому назад был исключен из компартии за хулиганские выходки. Кампанию решил возглавить сам Стаунинг и в своей речи в университетском Орхусе 22 апреля сделал ряд грубейших и бессмысленных выпадов против датских коммунистов. В то же время о фашистской угрозе Дании он почти ничего не сказал. Этот «антикоммунистический курс» датского правительства, и датской социал-демократии в частности, не случаен. За последнее время компартия здесь развила огромную активность и сумела действительно организовать общественное мнение вокруг целого ряда весьма актуальных вопросов общенародного характера. Дело дошло до того, что часть социал-демократических лидеров даже открыто заявила о необходимости закрыть компартию.

Между тем опасность идет с другой стороны. Консерваторы весьма ловко воспользовались тем саботажем правительства, который оно достаточно ясно выявило в вопросах жизненно важных для Дании, в вопросах обороны и внешней политики. Использовали они и явную растерянность социал-демократического руководства в этом деле и со своей стороны развили огромную инициативу и активность. Лидеры консерваторов разъезжают по всей стране н на хорошо организованных митингах агитируют за усиление обороноспособности страны. На митинги приглашаются и рабочие в качестве ораторов. Компартия учла эту опасность н обратила внимание социал-демократии на это. Но лидеры последней проявляют упорную враждебность. Даже отказались от совместного устройства первомайского митинга. Социал-демократический министр юстиции пресловутый Стейнке в то же время разрешил устроить копенгагенским нацистам в центре рабочего квартала свой «первомайский» митинг. Эта явная провокация, рассчитанная на то, что нацисты и коммунисты передерутся, не удалась только благодаря тому, что копенгагенские рабочие, со свойственным им юмором, расстроили нацистский митинг... танцами.

Датские соииал-демократы, как известно, самым ярым образом воспротивились проекту объединения обоих профинтернов, больше того, в настоящее время упорно носятся слухи, что датская социал-демократия собирается покинуть II Интернационал, чтобы стать якобы более независимой,

К настоящему времени, таким образом, выявилось распределение снл по скандинавскому вопросу: на крайних, активных полюсах — коммунисты и консерваторы, в центре, как тормоз,— социал-демократы и радикалы.

Среди^ левых кругов возникла идея устройства особой скандинавской^ выставки, которая должна отображать перспективы совместной работы Скандинавских стран в области экономической и культурной и пропагандировать скандинавскую идею.


Осуществление этой идеи будет передано шведам, где имеются щедрые меценаты, интересующиеся этой идеей.

За истекшее время враждебные выпады против СССР в датской прессе заметно уменьшились. Видно, иссякла фантазия у постоянных информаторов. Отмечают лишь, по германским источникам, о работе какого-то тайного радноотправителя, который находится якобы на территории СССР. Но сообщения этого «радио», судя по прессе, так нелепо составлены, что всем ясно, в какой стране искать его.

Поверенный в Делах СССР в Дании

Ф. Линде

Печат. по арх.

172. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно И мая 1938 г.

У меня был вчера на завтраке сэр Гораций Вильсон, который занимает сейчас пост главного секретаря Чемберлена и фактически является творцом внешней политики, проводимой в настоящее время премьером. Я хорошо знаю Вильсона, ибо в свое время вел с ним переговоры об англо-советском торговом договоре*. Мы имели с ннм откровенный разговор на внешнеполитическую тему, из которого отмечу два следующих момента:

«Пакт четырех» — основная идея Чемберлена, но он не является в ней догматиком. По словам Вильсона, премьер — сугубый практик, деляга, который не любит теорий и старается делать то, что в данный момент кажется ему нужным, а главное, достижимым. Сейчас Чемберлен поставил перед собою задачу «замирения Европы» через соглашения с Италией и Германией. Он стремится к ее осуществлению, причем начал с Италии, а не с Германии потому, что считал, что на этом конце «осн» больше шансов добиться быстрых положительных результатов. Теперь на очереди Германия. Британское посредничество в чехословацком вопросе является пробой. По исходу его будет видно, можно ли рассчитывать на вероятность общего соглашения с Берлином в ближайшем будущем. Чемберлен вполне считается с возможностью германской экспансии в Центральной и Юго-Восточной Европе и даже с возможностью поглощения Германией (в той или иной форме) ряда небольших центральноевропенскнх и Балканских государств. Однако он полагает, что это меньшее зло, чем война с Германией в непосредственном будущем. Премьер рассчитывает, что процесс поглощения должен занять сравнительно много времени н Англия пока хорошо вооружится. Сверх того —

* См. «Собрание законов...», отд. II, Л«15, 31 июля 1934 г., стр. 185— 203: а также т. XVII, док..4° 71.


н это особенно успокаивает Чемберлена — создание большого, пестрого конгломерата стран и народов под гегемонией Германии с его внутренним национальным, экономическим, политическим и другими процессами ввело бы в игру различные «смягчающие влияния», разбило бы нынешнюю монолитность германского режима и в конечном счете привело бы к изменению этого режима и к общей эволюции германской внешней политики в более умеренном направлении. Правда, все это потребовало бы значительного количества времени — 10—15 лет, не меньше. Но премьер рассчитывает, что таков естественный и при данных обстоятельствах, с британской точки зрения, наименее невыгодный ход вещей. Таковы настроения Чемберлена сейчас. Это не исключает того, что его настроения и расчеты могли бы измениться, если бы выяснилось, что «пакт четырех» оказывается неосуществимым.

Внльсон утверждает, будто бы отношение Чемберлена к СССР не является враждебным. По его словам, Болдуин * был настроен более антисоветски, чем Чемберлен. Все дело будто бы в том, что премьер, как человек сугубо практический, интересуется только тем, что сегодня стоит в порядке дня практического действия. Между тем проблема англо-советских отношений не кажется Чемберлену срочной нлн практически важной для данного момента. Поэтому он ею мало интересуется, и все в этой области предоставляет самотеку. Но почему премьер мало интересуется СССР и отношениями между Англией и СССР? По словам Вильсона, это происходит потому, что Чемберлен считает СССР под углом «замирения Европы» фактором пассивного характера. Премьер уверен, что СССР хорошо вооружен (особенно в воздухе) н обладает неизмеримой мощью в области обороны. Однако маловероятно, по его мнению, чтобы СССР был способен к большой войне наступательного характера. Поэтому ценность СССР как возможного союзника Франции нлн Англии в случае войны с Германией стоит для Чемберлена под вопросом. Отсюда его нежелание в настоящий момент проявлять какую-либо активность в «русском вопросе».

Полпред


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: