Имитационные интерактивные игры проводятся, как правило, в три этапа: подготовительный, игровой и заключительный.
На подготовительном этапе участники игры знакомятся с игровыми материалами, проходят инструктаж, тестирование, участвуют в игротехнических приемах «погружения» в игру и т.д.
Игровой этап состоит из отдельных периодов. Каждый период соответствует выбранному циклу управления (год, квартал, месяц, декада, сутки). В перерывах между игровыми периодами (например, когда проводятся расчеты на компьютере) для участников игры могут быть прочитаны лекции, проведены тренинги, семинары и т.п.
На заключительном этапе проводится межгрупповая дискуссия, во время которой каждая команда участников игры предлагает и защищает перед комиссией свой проект или вариант решения рассматриваемой в игре проблемы.
Познавательный эффект управленческих имитационных игр обусловлен комбинированным использованием трех методов:
■ аналитического,
■ экспертного,
■ экспериментального.
|
|
С помощью аналитического метода конструируется игра. В процессе такого конструирования собирается, обрабатывается и анализируется большой фактический материал, выделяются важные элементы и связи, формулируются гипотезы и теоретические положения по поводу изучаемых явлений, создается блок-структура игры (ее сценарий).
Участие профессионалов-практиков в имитационной игре активизирует их экспертный потенциал: наблюдая изучаемую систему «изнутри», игроки и эксперты не только анализируют результаты деятельности участников игры, но и переоценивают свой прошлый опыт и знания.
Экспериментальный характер игрового метода определяется тем, что каждое проведение игры можно рассматривать как лаборатор-
ный эксперимент с изучаемой системой, моделью. Сжатый масштаб времени и пространства позволяет многократно воссоздавать динамику функционирования организации.
Имитационные игры могут применяться для решения различных задач:
■ обучения и развития,
■ принятия хозяйственных решений,
■ организационного проектирования,
■ исследования, ш творчества.
Как средство обучения руководителей и специалистов имитационные игры обладают тем достоинством, что: повышают мотивацию обучаемых, предоставляют возможность применить полученные знания для
решения производственных задач, развивают конкретные практические умения.
Применение игр для принятия производственных решений предполагает включение их в виде модуля в действующую систему управления, регулярное проведение имитационных игровых моделей позволяет делать прогнозы, вырабатывать стратегию, тактику, конкретные мероприятия по развитию производства, отрабатывать организационные структуры или механизмы хозяйствования.
|
|
Применение игр в организационном проектировании позволяет делать игровые модели по материалам проектов систем управления (система диспетчирования; вывод предприятия из «тупика», стагнации; проекты стратегического управления предприятием, инновационные преобразования и пр.). В ходе таких игр проверяются и уточняются принятые проектные решения (периодичность составления планов или выполнения учета, маршруты движения документов, распределение прав и обязанностей в новых условиях, вариант системы стимулирования, мотивации персонала и др.).
Имитационные игры, используемые в исследовательских целях, служат для получения новой информации, для организации работы междисциплинарного коллектива, для проверки гипотез и теоретических положений.
Для каждой игровой имитации составляется программа, в которой определяются решаемые задачи. Анализ таких программ свидетельствует, что обучаемые в ходе игры получают информацию с возможными вариантами решения этих задач (источниками информации являются наблюдения за поведением игроков, результаты анкетного опроса, предложения, высказываемые игроками на пленарной дискуссии). Эта информация обрабатывается и анализируется организаторами игры. Результаты анализа
фиксируются в отчете по итогам игры. Такова общая схема получения решений по изучаемым в игре проблемам.
Управленческие имитационные игры предусматривают следующие цели:
• развитие управленческих навыков,
• активное усвоение концепций и методов управления,
• привитие навыков в применении этих концепций и методов на практике,
• получение комплексного представления о типичном объекте управления.