При работе по методу традиционного анализа достигаются следующие цели:
• развитие аналитического мышления, применение анализа в динамике;
• продвижение и развитие концепции;
• привитие практических навыков работы с информацией: вычленение, структурирование и ранжирование по значимости проблем;
• выработка управленческих решений;
• освоение современных управленческих и социально-психологических технологий;
• расширение коммуникативной компетентности;
• формирование способности выбора оптимальных вариантов эффективного взаимодействия с другими людьми;
• актуализация и критика опыта слушателей;
• разрушение стереотипов мышления, освобождение от «рудиментов» авторитарного опыта;
• стимулирование инноваций;
• повышение мотивации к обучению теории проблемы;
• демократизация процесса обучения взрослых слушателей.
Рассмотрение конкретных ситуаций применяется для обучения руководителей и специалистов принятию управленческих, профессиональных и социально-психологических решений с использованием анализа параметров реальной, практической ситуации.
|
|
АКС связан с творческим подходом к разрешению практической ситуации. Руководителям и специалистам приходится встречаться с множеством различных производственных ситуаций, требующих стандартных или новых решений. Задача преподавателя, обучающего таких слушателей - помочь найти и принять оптимальное, инновационное решение, исходя из сложности анализируемых ситуаций и имеющегося времени для их разрешения.
Преимущества использования метода АКС
Частота в | ||
Низкая | использова- | Высокая |
нии АКС | ||
=> важно содержание на- | => важен процесс научения; | |
учения; | Что | => научение осуществляется |
=> преподаватель ответ- | лежит | через действие; |
ствененза передачу зна- | в основе | ■=> повторение различных |
ний; | метода | ситуационных анализов |
=> не надо много ситуаций, чтобы проиллюстриро- | усиливает способность | |
решать проблемы и при- | ||
вать теорию | нимать решения |
В учебном процессе чаще всего используются три вида ситуаций:
1) ситуация известная: для ее разрешения имеются конкретные образцы, в этом случае метод разрешения ситуации стандартный;
2) ситуация подобная: в этом случае ее необходимо сравнить с другими подобными ситуациями; подобные ситуации не всегда аналогичны, но в то же время могут иметь единую основу, которую можно видоизменять, приближая к рассматриваемой ситуации;
3) неизвестная ситуация: такая ситуация не встречалась в практической деятельности обучаемых, и ее нельзя сравнить с каким-либо образцом даже с помощью определенной модификации, следовательно - необходимо найти новый метод ее решения.
|
|
АКС в системе повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов используется для логического продол-
жения лекционных занятий или даже «вкрапления» в них, поэтому ситуации всегда находятся в рамках рассматриваемой темы.
В анализе конкретных ситуаций главным действующим лицом является обучаемый, слушатель. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию.
Слушателям предлагаются конкретные, а не выдуманные факты и события. В этой технологии большую роль играет группа, потому что вырабатываемые во время внутригруппового взаимодействия идеи и предлагаемые решения для анализируемой ситуации являются результатом совместных усилий, то есть подчеркивается интерактивный характер такого обучения.