Гигиена труда в механизированных частях

Современные образцы вооружения и боевой техники механизированных частей представляют собой бронетехнику с мощным двигателем и снабженные мощным вооружением. Стремление конструкторов создать боевую машину более маневренной, менее уязвимой со стороны противника и менее заметной на местности привело к уменьшению внутри воздушного объема. Последнее сопряжено, в свою очередь, с теснотой размещения, с неудобствами для работы экипажа. Это способствует существенному влиянию микроклиматических условий на организм человека, нарушению теплового обмена между организмом и окружающей средой. Малые размеры внутренних отсеков вызывают ограниченность движений, вынужденную позу на рабочих местах, повышенное физическое утомление. При движении боевой техники экипаж испытывает сотрясения, толчки и вибрацию, интенсивный шум, загрязнение воздуха пылью, выхлопными газами, а при стрельбе создается загрязнение воздуха пороховыми газами. Отрицательным моментом следует считать ограниченную видимость и наблюдение за местностью, низкую освещенность.

При выполнении боевого задания количество неблагоприятных факторов увеличивается – возрастает психоэмоциональная нагрузка, становится реальной угроза пожара, взрыва, воздействия ударной волны. К этому надо добавить физические нагрузки, приходящиеся на членов экипажа, особенно на водителя.

Больше сходства с танками по специфике военного труда имеют боевые машины пехоты (БМП) и бронетранспортеры. Характер труда экипажей БМП и бронетранспортеров сходен с таковым экипажей танков с аналогичными профессиональными вредностями.

Вибрация в танке носит характер сотрясений и толчков, которые вынуждают людей напрягать мышцы, чтобы удержать свое тело в равновесии и предупредить возможные ушибы. Это ведет к развитию преждевременного утомления, способствует возникновению ушибов и травм при тряске. Профилактика утомления и ушибов заключается в конструктивных решениях подвески и амортизаторов боевых машин. Определенное значение имеет и опыт механика-водителя.

Сильные шумы в танке затрудняют речевую связь между членами экипажа, мешают их слаженной работе. Сверхсильные шумы (стрельба, запуск ракеты) могут вызвать травму органов слуха. Снижению уровня шума будут способствовать более совершенные конструкции машин, исправное состояние всех ее узлов, регулярная смазка. Целесообразно применение индивидуальных средств защиты (шлемы, шлемофоны, противошумы).

Условия естественной освещенности в боевых машинах зависят от времени года и суток, положения солнца на горизонте, степенеи облачности. Освещение боевого отделения характеризуется резкими переходами от яркого света к тени и обратно. При закрытых люках естественная освещенность внутри танка резко падает – до 10 лк, даже до 2 лк, при открытых – она может колебаться от 30 до 250 лк.

Рекомендуются уровни искусственной освещенности рабочих поверхностей в дневное время не ниже 50 лк, а в ночное – не выше 5-7 лк, но и не ниже 2-3 лк. Контрольные приборы следует освещать скрытыми лампочками, а шкалы приборов желательно покрывать светящимся составом (люминофорами).

В виду большой теплопроводности броневых плит метеорологические условия в танке подвержены большим колебаниям, зависящим от времени суток и сезона года. Летом в танке жарко, температура воздуха достигает 35-400 С, зимой холодно. Здоровые люди довольно хорошо приспосабливаются к холоду. Хорошая одежда, полноценное питание, достаточный отдых и сон повышают устойчивость людей к охлаждению. Больные, утомленные, голодные люди в тесной, недостаточно теплой или сырой одежде более подвержены действию низких температур. В целях профилактики переохлаждения и отморожения металлические поверхности, с которыми соприкасаются члены экипажа внутри танка – сиденья, пол, педали, рычаги – необходимо покрывать теплоизоляционным материалом (войлоком, сукном, поролоном). Во время марша следует делать остановки, экипаж должен покидать машины, делать разминку, пробежки, несложные физические упражнения. Важное значение имеет горячая пища и питье.

Для предупреждения перегревания в теплое время года следует носить соответствующую одежду, обеспечение экипажей прохладной питьевой водой, при возможности перенесение тяжелых физических работ на более прохладное время дня. Большое значение имеет тренировка и хорошая физическая подготовка.

К одежде танкиста предъявляют особые требования. Она должна отвечать специфическим условиям службы. Зимняя одежда должна быть ветрозащитной и соответствовать температурным условиям. Для летнего времени одежда должна быть достаточно вентилируемой, с хорошей воздухо- и паропроницаемостью. Одежда танкиста должна быть достаточно просторной, не имеющей длинных, свободно свисающих пол, мешающих при входе через люки и затрудняющих работу в танке. Она должна защищать поверхность тела от загрязнений горюче-смазочными веществами, пылью, обладать способностью легко подвергаться очистке и стирке. Одежда танкиста должна иметь приспособления для защиты открытых частей тела от ожога в момент выхода из горящего танка, легко и быстро одеваться и сниматься. Верхний слой ее должен изготовляться из негорючих или невоспламеняющихся материалов. Обувь должна быть достаточно мягкой, водоупорной, не впитывающей горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей.

При движении колонн танков и боевых машин пехоты в сухую погоду в воздух поднимается огромное количество грунтовой пыли, которая, проникая внутрь боевой техники, попадает в органы дыхания членов экипажа. Вместе с пылью могут проникать различные патогенные микроорганизмы, РВ, СХДВ. Пыль может вызвать воспалительные заболевания органов дыхания, способствовать раздражению и воспалению конъюктивы, повреждению роговицы. Она может быть одной из причин повышенной гнойничковой заболеваемости кожи.

Внутри танков и БМП могут поступать отработанные газы. Чаще всего они поступают от впереди идущих машин при несоблюдении дистанции. В отработанных газах содержатся окись углерода, акролеин, окислы азота и другие продукты неполного сгорания топлива. Под воздействием их могут возникать острые или хронические отравления членов экипажа.

Предельно допустимая концентрация в воздухе танка СО – 20 мг/м3, акролеина – 2 мг/м3.

Во время стрельбы из пушек и пулеметов воздух в танке загрязняется пороховыми газами, поступающими после выстрела из канала ствола и из стреляной гильзы.

Основными токсичными компонентами продуктов сгорания пороха являются окись углерода (33% всего объема пороховых газов) и окислы азота. В небольших количествах пороховые газы способны вызвать острые и хронические отравления.

Профилактика поступлений в танк пыли и отработанных газов – соблюдение дистанции на марше 25-50 м между машинами. Предупреждение отравлений пороховыми газами предусматривает применение вентиляторов и специальных технических средств. Вентиляторы работают при работающем двигателе. При заглохшем двигателе необходимо применение противогазов с гопкалитовым патроном. Танкисты должны уметь оказывать первую помощь при отравлениях.

Подводное вождение танков. В настоящее время имеются танки, которые могут преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и более. Вождение танка под водой имеет свои особенности. Танк должен быть герметизирован, а для подачи воздуха и отвода отработанных газов должны быть установлены специальные трубы. На случай аварии (затопления танка водой, поступление в танк отработанных газов) экипаж обеспечивается изолирующими дыхательными аппаратами. Для обеспечения нормальной работы дыхательного аппарата необходимо следить, чтобы в нем был вставлен пусковой патрон и под колпаком была поставлена ампула со слабой серной кислотой, а перекисное соединение натрия было бы свободно от углекислоты (иначе не пойдет химическая реакция).

Важное значение имеет надежная работа клапана дыхательного мешка. В противном случае возможно повышение давления в дыхательном мешке и перерастяжение легочных альвеол вплоть до их разрыва.

В профилактике возможных неблагоприятных последствий подводного вождения танков большое значение имеют тренировки танкистов, в которых должен принимать участие врач. Под его руководством л/с изучает физиологические особенности пребывания под водой в изолирующем дыхательном аппарате, правила техники безопасности и меры по оказанию первой помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: