Санитарно-гигиенические мероприятия при передвижении войск в пешем строю

Несмотря на моторизацию нашей армии, войскам все же довольно часто приходится совершать марши в пешем порядке – в высокогорной местности, весной в распутицу, зимой при снежных заносах, в других случаях, когда применение транспорта невозможно или сильно затруднительно.

Передвижение пешком – тяжелый вид физического труда, степень тяжести которого зависят от дальности перехода, скорости передвижения, рельефа местности, метеоусловий, весовой нагрузки солдат (снаряжение, вооружение). Следует отметить, что вес выкладки в настоящее время достигает 30-35 кг на 1 человека. Поэтому передвижение пешком является средством для всестороннего физического развития, повышения силы и выносливости. Передвижения пешком требуют постоянных тренировок.

Виды передвижений:

Обыкновенное передвижение – движение по ровной местности, величина суточного перехода 25-30 км за 6-7 часов.

Форсированное передвижение – переходы могут достигать 40-50 км в сутки, удлиняется время перехода.

Передвижение-бросок – совершается на небольшие (5-10 км) расстояние, но в минимальные сроки, скорость 7-8 км/час, быстрая ходьба чередуется с бегом. Передвижение – бросок применяется при преследовании, занятии рубежа, преодолении участков заражения и т.д.

При передвижении отмечается значительное изменение функции со стороны сердечно-сосудистой системы, пульс учащается до 120-140 вмин, объем крови увеличивается в 6-7 раз (у тренированных за счет увеличения системы объема, у нетренированных – за счет учащения сердечных сокращений). Изменяется работа органов дыхания – вместо обычных 15-18 дыхательных движений отмечается 20-25, легочная вентиляция увеличивается в 5-6 раз, достигая 20-30 л/мин вместо 5-6 л/мин в покое. У нетренированных людей дыхание при передвижении частое и поверхностное. За время отдыха на малом привале частота пульса и дыхание должны прийти к норме, а если это не происходит, то следует удлинить время отдыха (особенно следует соблюдать это при тренировках).

При передвижении значительно повышается расход энергии (до 10 ккал/мин и более). В связи с этим следует повышать калорийность рациона питания и снижать непроизводительные затраты организма, учитывать потерю водорастворимых витаминов с потом и возмещать их.

Существенно влияет на величину энергозатрат размещение груза. Неправильное, неудобное положение тела вследствие нерационального расположения выкладки значительно повышает энергозатраты, стесняет экскурсию грудной клетки, затрудняет кровообращение. Кроме того, предметы походного снаряжения, покрывая около 70% поверхности туловища, затрудняют теплоотдачу и испарение пота с поверхности тела.

Установлено, что при передвижении пешком, как при тяжелой физической работе, подавляется секреторная и моторная функция желудка, понижается кислотность и переваривающая способность желудочного сока, уменьшается сокоотделение в поджелудочной железе. Следовательно, при передвижении работа желудочно-кишечного тракта затруднена, поэтому приходится видоизменять режим питания. Первый прием пищи, довольно значительный по калорийности, выдается за 1-1,5 часа до выступления; второй прием пищи – на большом привале; обеденная часть рациона выдается после окончания передвижения и предварительного отдыха.

При движении по равнинной местности отдых личному составу предоставляется в виде малых (10-минутных) привалов через каждые 50 минут и больших привалов (продолжительностью 2-3 часа) через каждые 4-5 часов движения. Первый малый привал назначается через 30 минут от начала движения для устранения недостатков подгонки снаряжения, обуви и т.д.

Кроме малых и больших привалов личному составу предоставляется 7-8 часов непрерывного сна, желательно ночного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: