Французская философия XVIII века

Если в XVII веке страной наиболее динамичного развития была Англия, то XVIII веке активизация общественной жизни наблюдается во Франции. Духовную жизнь Франции этого времени характеризуют два линейных течения: просвещение и механический материализм.

Просвещение. Виднейшими представителями этого течения были Вольтер и Руссо.

Француа Мари Аруэ Вольтер ( 1694-1778гг. ) подверг резкой критике религию, требуя религиозной свободы, отверг онтологическое доказательство бытия Бога, одновременно признавая разумного творца. С другой стороны он отверг и атеизм - как учение опасное для общественного порядка.

В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности субъекта. Он понимал человека как существо общественное, общественность которого состоит в том, что он живет среди других общественных людей. Он требовал равенства людей, понимая его как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство Вольтер считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и морального развития общества. Свободу человека он также понимал в абстрактно-правовом смысле.

Своеобразное место в просвещении принадлежит Жан Жаку Руссо (1712-1778гг. ). подвергшему критическому анализу науку и цивилизацию. Раскрывая Проблему социального неравенства, причину его Руссо видит во взаимной зависимости людей. Эта зависимость, по его мнению, вызвана развитием, разделением труда и цивилизации. Поэтому острие своей критики он обращает против цивилизации. Естественное состояние человека - это состояние когда он независим о других людей ни как производитель, пи как потребитель. Такое общество представляется Руссо идеалом.

Механистический материализм. В XVIII веке во Франции появляется плеяда замечательных представителей философского материализма, среди которых Дени Дидро, Жюльен Ламетра, Клод Гельвецкий, Поль Гольбах и др.

Дени Дидро (1713- 1784гг. ) - один из наиболее образованных французских мыслителей. Мир в его учении объективен и материален, материя и движения единственная реальность. Он отстаивает идею материального единства и бесконечности мира. Признавая исходным источником познания чувства, он не отрицает знание разума и подчеркивает их взаимосвязь

Жюльен Офра де Ламетри ( 1709-1751гг. ), автор широко известной работы «Человек

- машина», Ламетри утверждает, что основу мира составляет материя, находящаяся в

постоянном движении. Источник движения - в самой материи, но сущность материи и

движения непознаваемы. Мышления являются свойством материи(её определенного вида), но основывается оно на ощущениях.

К пониманию человека подходит механистически («человек - машина»). Согласно этому подходу «двигателем» человека выступает его материальная душа.

Клод Адриан Гельвецкий (1715-1771 гг. ) признает объективный, материальный характер вещественного мира. Мир - это движущаяся в пространстве и времени материя. Знания человек получает из опыта посредством чувственных познаний, которые хранятся посредством памяти. Поведение человека подчинено закону интересов. Основным критерием нравственности выступает «польза» обществу. Общество - это совокупность индивидов. Благополучие общества обеспечивается разумным правителем; желательно чтобы им был философ.

Поль Анри Гольбах (1723-1789гг.) в своем труде «Система природы» изучает причины механистического материализма. Природа, по мнению Гольбаха, есть совокупность движущихся сил материи. Кроме движущейся материи ничего не существует. Движение у него разделяется на два вида: механическое движение и взаимодействие мельчайших материальных частиц. Гольбах выступал как активный атеист.

Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821- 1894гг. ) - немецкий физик, математик, физиолог психолог. Учился в военно-медицинском институте в Берлине. Он впервые дал математическое обоснование закона сохранения энергии, заложил основы теории вихревого движения жидкости, построил модели уха. обнаружил и измерил теплообразование, предложил теорию аккомодации, разработал учение о цветном зрении и т.д. Философская позиция Гельмгольца весьма непоследовательна: то выводит ощущения человека из внешних предметов, действующих на наши органы чувств, то объявляет ощущения только символами, т.е. какими-то произвольными обозначениями, оторванными от мира обозначаемых вещей. Эти взгляды Гельмгольца сформировались под влиянием И. Мюллера.

Поганее Петер МюллерП (1801 - 1858гг. ) - немецкий естествоиспытатель, один из создателей современной физиологии, сравнительной физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии. Основные его труды посвящены изучению центральной нервной системы (главным образом рефлекторной деятельности спинного и продолговатого мозга и органов чувств).

Мюллер сформулировал положение о так называемой специфической энергии органов чувств, согласно которому ощущения - результат проявления внутренних свойств («специфической энергии») органов чувств. Это так называемый физиологический идеализм, который подвергли критике И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

Таким образом. Возрождение и Новое время являются важным признаком развития философии. Бурное становление капиталистических отношений потребовали новых достижений в области естествознания, экологической, политической, философской теории. Вершиной философской мысли этого времени было французское просвещение и французский материализм. Однако философия Нового времени оставила ряд нерешенный проблем, которые требовали дальнейшего их осмысления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: