Вопрос 3. Классическая немецкая философия и философия марксизма

Уникальным, сложным и довольно противоречивым явлением в духовной жизни Европы второй половины XVIII - начала XIX в.в. стала немецкая классическая философия. История философии свидетельствует, что передовые философские учения нередко возникают в сравнительно отсталых странах, если эти страны благодаря объективным условиям своего развития имеют возможность использовать опыт более передовых стран. Экономическая незрелость, политическая слабость, территориальная раздробленность Германии наложили отпечаток на ее философскую мысль. В то же время на немецкую философию оказала влияние философская мысль более развитых стран: Англии, Голландии. Франции.

Виднейшими представителями немецкой классической философии являются И. Кант. И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах и др. Особенностью немецкой философии является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Немецкие идеалисты нередко глубже и правильнее отображали действительность, чем некоторые материалисты -метафизики, подчеркивали активность мышления, подвергли критическому анализу метафизический метод мышления и подняли на более высокую ступень диалектический взгляд на мир.

Основоположником классической немецкой философии был Иммануил Кант (1724-1804г.г. ) родился он в семье ремесленника в Кенигсберге, здесь же учился, учительствовал. стал профессором, а затем и ректором университета. В деятельности Канта можно выделить два периода: докритический (до 1770г.) и критический. В докритический он занимался естественными науками. Ему принадлежит гипотеза происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности; он поставил проблему влияния лунного притяжения на морские приливы и отливы и др. Во второй, критический период Кант работал над созданием системы критического идеализма. В качестве главных целей он определил: решить вопрос о границах познания, о предмете науки; обосновать право религии на существование, показать несостоятельность материализма и атеизма.

Основное внимание Кант сосредоточил на анализе познавательных способностей человека и разработке идеалистической теории познания. В процессе познания, утверждал он. человек имеет дело с явлениями вещей, т.е. мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а так как он нам является. Нашему познанию доступны только феномены (явления вещей). В результате воздействия «вещей в себе» (т.е. вещи как они существуют сами по себе) на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в порядок силами нашего рассудка, которому Кант приписывал доопытные, априорные понятия, категории. То. что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая рассудком в мир явлений. Миру явлений соответствует объективная сущность вещей - «вещь в себе», познание которой невозможно. Она для нас ноумен (умопостигаемая, но не данная в опыте сущность).

Кант утверждал, что категории пространства и времени известны человеку до восприятий. Пространство и время идеальны. И вообще, категории даны человеку априори (до всякого опыта).

В своем учении о познании Кант много внимания уделял диалектике. Попытка разума проникнуть в мир вещей, который существует сам по себе. Приводит к неразрешимым противоречиям - антиномиям. Таких антиномий он насчитывал четыре, хотя противоречивость имеет место во всех явлениях мира. Но диалектика у него субъективная, так как она не отражает противоречий объективной действительности.

Много внимания в своем творчестве Кант уделял проблемам войны и мира. Война, по его взглядам. - «бич человечества». Но в тоже время он считал, что война является исторически необходимым средством продвижения общества вперед. Осуждая «истребительные» и «карательные» войны, он признавал правомерность справедливых войн. содержащих в себе нечто «возвышенное». Кант занимает важное место в ряду мыслителей. задумавшихся над проблемой устранения войн. Он высказывал надежду, что когда-нибудь будет достигнуто «всемирно-гражданское состояние» общества в виде правового союза народов земли. Его трактат «К вечному миру» богат мыслями, не утратившими актуальности в настоящее время.

После Канта немецкая классическая философия дальнейшее развитие получила у И.Фихте и Ф.Шеллинга.

Иоганн Готлиб Фихте ( 1762-1814 гг.) является создателем последней классической системы субъективного идеализма. Он отбросил Кантову концепцию «вещи в себе» и предпринял попытку вывести все разнообразие форм познания из одного абсолютного начала - «Я». Мир есть диатектическое единство «Я» и «не - Я» (объект), причем «Я» (субъект) производит «не - Я» (объект).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.) исходным пунктом своего учения делает тождество бытия и мышления, объекты и субъекты. Единство и целостность мира основывается на единой, разумной первооснове - абсолютном разуме. Внес идею понимания развития через противоречия. Шеллинг дал анализ категорий диалектики: свободы и необходимости, тождества, единого, многого и др. Его учение оказало большое влияние на русскую философию (П.Я.Чаадаев, славянофилы и др.).

Вершиной развития классической немецкой философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831гг. ). На объективно-идеалистической основе он впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и диалектический метод исследования.

Все мировое развитие, по Гегелю, обусловлено движением Абсолютной идеи (или Мирового разума). Абсолютная идея — понятие о сверхъестественном и ничем не обусловленном духовном начале, доприродной сущности, безличном разуме, порождающем материальный мир -природу, общество, человека и его мышление. Абсолютная идея обладает способностью саморазвития, в процессе которого она проходит различные стадии:

- логика - развития идеи в самой себе;

- философия природы - воплощение идей в природу. «Абсолютная идея, познав себя, решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы». - писал он.

- философия духа - воплощение идеи в человека и в общество.

Природа, в понимании Гегеля, есть творение духа, она есть его инобытие, его материальная, а следовательно, несовершенное проявление. Она неспособна к самостоятельному развитию во времени, она развертывается лишь в пространстве и осуждена на вечное повторение одних и тех же процессов. Развивается не природа, а самоосуществляющийся дух, проходящий через нее как через свое инобытие. В природе ничего не ново под Луной, отмечал он. Новое не появляется лишь при изменениях в духовной сфере.

На третьем этапе развития абсолютная идея сбрасывает физическую оболочку, свое природное инобытие, возвращается в себя, но на более высоком уровне и становился духом.

На этом этапе идея осознает саму себя и проявляется в человеке, в материальной и духовной деятельности людей. И на этом этапе идея, став духом, проходит три стадии: субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа.

Гегель подверг критическому анализу метафизический метод, разработал диалектику как саморазвитие абсолютной идеи. В диалектике он видел, прежде всего, выражение противоречивого развития категорий, которые есть не что иное, как самопроизвольно движущиеся чистые мысли. Им же сформированы на идеалистической основе три основных диалектических закона:

- закон перехода количества в качество;

- закон взаимопроникновения противоположностей;

- закон отрицания отрицания.

Значительное место в творчестве Гегеля заняла проблема войны и мира. Гегель полагал. что война необходима для общества. Для оправдания войн и их последствий он выдвинул тезис о моральной необходимости войны. «Высокое значение войны - писал Гегель. - состоит в том. что благодаря ей сохраняется нравственное здоровье нравов... подобно тому, как движение ветров не дает озеру заживать, что с ним непременно случилось бы при продолжительном безветрии, так и война предохраняет народы от гниения, которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира». Из войны, заключат он. народы выходят духовно окрепшими, обретают внутреннее спокойствие.

В целом философия Гегеля проникнута глубоким противоречием, которое состоит в том, что метод, разработанный им, предлагает бесконечность познания. Однако сам процесс познания имеет последнюю ступень - самопознания абсолютного духа, реализацией чего является сама философия Гегеля. Здесь теряется источник дальнейшего развития.

Иным направлением в развитии немецкой классической философии явилось учение Людвига Фейербаха (1804-1872гг. ). подвергшего резкой критике объективный идеализм Гегеля, хотя до конца 30-х годов XIX в. был идеалистом сам. примыкая к левым гегельянцам. Однако, критикуя Гегеля Фейербах допустил ошибку: не увидел рациональное зерно философии Гегеля - диалектику. Выступая против идеализма, он ставил вопрос о реформе философии, утверждая, что истинная философия должна предметом своего изучения иметь человека, т.е. носить антропологический характер. 11ри этом Фейербах не понимал социальной природы человека. Он рассматривал его как чисто биологическое существо.

Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах утверждал, что природа материальна, телесна. она развивается по своим объективным законам. Коренными условиями бытия он считал пространство и время. Решая проблемы познания, философ считал, что ощущения и мышление дают человеку достоверные знания о мире и обеспечивают широкие возможности познания природы и самого себя.

Фейербах подверг глубокому анализу происхождение и сущность религии, сведя ее к психологии человека, его чувствам и прежде всего к чувству любви.

Таким образом, немецкая классическая философия является значительным вкладом в мировую философскую мысль. Величайшая ее заслуга состоит в том, что в ней нашли отражение

Вопросы для самоконтроля

1.В чем заключаются особенности философии Нового времени?

2. Кто является представителями английской философии Нового времени и в чем состоят ее основные черты?

3. В чем заключается пантеизм и учение о «двойственнойистине»?

4.Каково содержание эмпиризма Ф. Бекона и каков его вклад в разработку индуктивного метода познания?

5. В чем состоял дуализм Р. Декарта и идеи научного метода?

6.В чем заключается метафизика Спинозы?

7. Каково содержание этики Спинозы?

8. В чем состоит монадология Лейбница?

9. В чем смысл теории познания Локка?

10 Каковы особенности монадологии Лейбница?

11. В чем сущность субъективизма Беркли и Юма? Раскройте понятие солипсизма.

12. В чем смысл учения Канта об априорном знании?

13. Каково содержание этики Канта и в чем смысл кантовского категорического императива?

14. В чем состоит логика Гегеля и учения о саморазвитии абсолютной идеи?

15. Какой смысл вкладывал Гегель в диалектику?

16. Каково содержание диалектического метода Гегеля и какова его судьба?

17. В чем смысл антропологического материализма Фейербаха?

18. Каково содержание исторической философии К.Маркса?

Военно-медицинская академия

имени С.М. Кирова

Кафедра общественных наук


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: