Вопрос 3.Понятие личности. Факторы формирования личности

При подготовке к ответу по третьему вопросу необходимо уяснить сущность, структуру и содержание личности. Как известно, исторический процесс, процесс становления и развития общества представляет собой результат осознанной деятельности людей. Человек является субъектом, творцом истории. Поэтому можно сказать, что человек – существо не только природное и социальное, но историческое. В системе объективных факторов общественного бытия важная роль принадлежит субъекту исторической деятельности – человеку. Человек в обществе объединен в различные социальные общности: классы, нации, поколения, профессиональные группы. Попытайтесь осмыслить взаимосвязь личности и массы. Какую роль играют личности в истории.

В обществе человек проявляет себя как личность. Необходимо иметь ввиду, что личность продукт социальной среды, с другой стороны, активный субъект ее формирования и развития. Чем полнее и глубже усваивает человек ценности окружающего мира, материальную и духовную культуру общества, тем богаче внутренний мир человека, и тем плодотворней его деятельность как субъекта общественных отношений.

Личность – это человек-носитель социально обусловленных качеств интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, определяющих его положение и роль в обществе и являющихся средством его социальной ориентации.

Личность формируется в процессе деятельности, общения, в процессе социализации, т.е. усвоение индивид умов определенной системы социальных ролей и культуры. Дайте типологию личности, личности воина, а также проанализируйте структуру личности.

Раскройте взаимоотношения между личностью и обществом по линии их влияния друг на друга, а также по линии соотношения их интересов.

Личность, осуществляя свою деятельность, руководствуется не только своими, но общественными помыслами, целями и задачами. Свобода деятельности личности в обществе сочетается с несвободой от общества, с ответственностью за то, что личность делает. Проанализируйте понятия «свобода», «необходимость», соотношение необходимости и свободы, условия, при которых возможна свобода в жизни и деятельности людей. (Познание самой необходимости, объективных законов развития природы, общества и мышления; практическое использование познанных законов для преобразования природы, общества и самого себя; возможность и способность выбора в своих действиях).

При изучении вопроса обратить внимание на проблемы: самосознания и самооценки как характеристик дееспособности личности; понятия свободы и ответственности как выражения согласования деятельности и поступков личности с интересами общества и других личностей; свободы и ответственности как факторов, возвышающих роль личности в решении проблем сохранения природы, улучшения условий жизни человека; проявления необходимости свободы и ответственности в различных сферах и условиях деятельности военнослужащих; диалектики общественных и индивидуальных интересов личности.

Раскройте связь свободы и ответственности; определите виды ответственности личности перед обществом. Раскройте проблему свободы и ответственности в условиях воинской деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собою человек как субъект исторического процесса?

2. Какова роль социальной среды в формировании личности?

3. Каковы условия формирования личности?

4. Что представляет собою личность, каково содержание понятия «личность»?

5. Как проблема личности ставилась в истории философской мысли? Что такое персонализм?

6. Что такое социальный статус личности?

7. Какова роль личности в истории?

8. При каких условиях личность может возглавить движение масс?

9. Что означает «отчуждение» личности?

10. Что такое «свобода»? Какие точки зрения на проблему свободы Вы знаете?

11. Что такое «ответственность», какие виды ответственности Вы знаете?

12. Какова роль ответственности в жизни общества?

13. Свобода и ответственность в деятельности военнослужащих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: