Массовое общество. «восстание масс»

Мы говорили об общностях до сих пор таким образом, как будто са­мо количество индивидов, входящих в эти общности, несущественно. Между тем это не так. Если общество — действительно система в стро­гом смысле слова, то по одному параметру можно судить об обществе в целом (С. П. Курдюмов). Таким параметром может служить количе­ство членов общности. Одно дело, скажем, народ античного полиса (к


примеру -- Афин), где все ответственные граждане могли собраться на площади, чтобы обсудить общественные проблемы, другое дело —со­временный греческий народ, составляющий более 10 млн чел., которые могут быть объединены только с помощью средств массовой комму­никации, специальных электоральных технологий и социологических

12"}

опросов1.

Новоевропейская цивилизация характеризуется тем, что в ней обострились две тенденции отношения к массам. Это связано с тем, что именно данная цивилизация впервые породила массовое обще­ство, она в самом процессе своего становления содержит так назы-ваемое восстание масс. С одной стороны, новоевропейская цивили­зация предполагает восхваление масс, с другой, она испытывает страх и презрение к массам.

Но, конечно, даже в Новейшее время X. Ортега-и-Гассет — далеко не первый, кто подверг критике массы. Мы уже не говорим об Ан­тичности (здесь существенен образ Терсита в «Илиаде» —образ, к ко­торому постоянно обращаются мыслители). Н. Макиавелли, создавая свои инструкции правителям, рассматривает народ как орудие дей­ствия выдающихся личностей. Дышат пренебрежением к массе выска­зывания Ф. Ницше. К. Ясперс связывает массовое общество с упадком духа125. Эта же тема присутствует и у А.Швейцера.

Аристократическое пренебрежение к массам дополняет демагоги­ческое обоготворение масс, мол, «народ — творец истории». Игнориро­вание простых потребностей масс в еде, столь характерное для ари­стократических тенденций, дополняется причитаниями о куске хлеба для бедняка. Социология, как и социальная философия, в русле этой демократической традиции также склонна боготворить массу, хотя и разрабатывает в то же время технологии манипулирования ею. Соб­ственно, само демагогическое восхваление народа — это и есть один из приемов манипулирования им.

Как справиться со стихией массового общества, как справиться с «восстанием масс» —вот вопрос, который со всей силой встал в XX в., где толпы приобрели новое качество. Организаторы противостоят сти­хии. Они берут на себя тяжкий крест ответственности и руководства.

Две силы, которые могут обуздать новую толпу XX в., — техника и искусство. Искусство и техника способны вывести массу из при­вязанности к сиюминутности. В XX в. снова выявилось внутреннее единство техники и искусства: модерн раскрывает технику как искус­ство и искусство как технику. Два этих социальных института дают устремленность в будущее (в искусстве — авангард, в технике — она сама и примыкающее к ней постклассическое естествознание). Сюда же относится и политика в ее фашистском (нацистском) и больше­вистском вариантах. Это путь футуризма. Здесь хотелось бы особенно


отметить руководителей гигантских технических проектов, например С. П. Королева.

Но техника и искусство могут дать и устремленность в прошлое (парадоксальным образом это модерн и затем постмодерн). Это —ис­тория как таковая, историческое искусство, искусство как история и история как искусство. В этом смысле С. П. Дягилев — один из органи­заторов масс нового типа. Сюда же относятся столь характерная для XX в. этническая озабоченность интеллигенции, мистика, эзотеризм, теософия, фундаментализм и консерватизм самой разной окраски.

Тенденция глобализации. С проблемой масс теснейшим образом связана и проблема глобализации. Глобализация имеет не только эко­номический и геополитический, но и социально-философский смысл, ибо здесь прямо ставится вопрос о человеческом социуме как целост­ном единстве во Вселенной126. Если раньше отдельные цивилизации развивались практически параллельно и взаимные влияния были неве­лики, а потому неудача одной цивилизации могла быть компенсирова­на удачами других, то теперь, если предположить, что человеческая цивилизация станет единой, возникает проблема отсутствия резервных вариантов. Ошибка мирового руководства может привести к гибели всего человечества, в то время как раньше речь шла о гибели только одной или нескольких параллельно существующих цивилизаций. От­сюда—громадная ответственность за решения, которая ложится на правящую и творческую элиты в глобальном масштабе.

Проблема глобализации имеет сущностно этническое измерение, поскольку глобализация выражает некоторое предельное отношение общности к территории. С одной стороны, всякий этнос предполагает свою исключительность и в этом плане противится самой идее «чело­вечества как глобального целого», а с другой стороны, каждый этнос имеет тенденцию к расширению, к экспансии, в пределе — к расшире­нию до пределов всего мира.

В традиционных обществах тенденция глобализации представала как создание гигантских империй (примеры — империя Александра Македонского, Римская империя и т. д.). Империя в своем завершении предполагала мировое господство одного этноса, господство одного народа над другими. И до сего дня, т. е. в условиях преобладания но­воевропейских ценностей, эта тенденция сохранилась, хотя и в ослаб­ленной форме. Во всяком случае, в национальной конкуренции одно из типичных обвинений —в стремлении к «мировому господству».

История новоевропейской цивилизации может быть интерпретиро­вана как история колонизации остального мира, но новоевропейская идея глобализма не сводится к мировому господству128. Самосознание единства самой Европы129 выступает как бы некоторым образцом, мо­делью возможной будущей мировой цивилизации.


Для новоевропейской цивилизации в рамках деягельностной моде­ли глобализация, естественно, видится как глобализация экономики. В этом процессе усматриваются как источник экономического роста и процветания, так и угроза социальной стабильности, а также окружа­ющей среде. Глобализация предстает как часть более широкого про­цесса маркетизации. В политическом отношении ситуация сложнее: подчеркивается, что внутренне Запад разнороден, а объединяться его

1 40

заставляют только внешние угрозы.

Идее глобализации противостоит антиглобализм,. Трудно иденти­фицироваться со всем человечеством прежде всего потому, что иденти­фикация предполагает противопоставление, а инопланетяне пока вро­де бы не обнаружены. Идея человечества как целого, но единственного во Вселенной остается более или менее абстрактной.

Сегодня мировые процессы общения имеют не только центростре­мительные, но и центробежные тенденции. Движение даже в эконо­мической области идет не только в направлении объединения. Еще в 1848 г. молодые К.Маркс и Ф.Энгельс писали в «Манифесте Комму­нистической партии» примерно в том духе, что, поскольку построены железные дороги, вопрос о создании всемирной республики труда — это вопрос времени: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

В настоящее время национальные экономики остаются в значитель­ной мере изолированными друг от друга. Причем это не только резуль­тат объективного развития, но и плод сознательных усилий политиков, которые стремятся сохранить автономию в регулировании своей эко­номики, в разработке социальной политики131; впрочем, преобладает тенденция к росту внешней торговли. Роль государства сокращается, происходят дерегулирование и уменьшение социальных обязательств. В этом проявляется тенденция к объединению национальных эконо­мик.

Связь глобализации и национальной обособленности весьма слож­на. Оказывается, что рост социальных расходов связан с увеличением объема внешней торговли. Страны с наиболее открытой внешнеторго­вой политикой (Дания, Нидерланды, Швеция) имеют наиболее высо­кие показатели социальной защиты населения. То же характерно и для развивающихся стран. Иначе говоря, глобализация повышает требова­ния к социальной защите и в то же время ограничивает возможности государства удовлетворять эти требования. Либерализация торговли между странами с различными уровнями социальной защиты требует либо изменения практики социальной защиты в одной из них, либо гармонизации этих практик1.

Особо следует обсудить вопрос о глобализации информации. Каза­лось бы, переход к машинно-компьютерной форме слова должен резко усилить глобальные массовые коммуникации. Однако этого не проис-


ходит. Увеличение возможности получать и распространять междуна­родные новости сопровождается сокращением их потребления. Круп­нейшая глобальная ТВ-сеть CNN International обслуживает только 3% мирового населения133. Количество людей, имеющих доступ к миро­вой системе World Wide Web (Internet), к 2000 г. составляло меньше 1% населения Земли134, но, по прогнозам, в 2003 г. их будет уже 1 млрд, т.е. примерно 1/6 мирового населения135.

Конец «холодной войны» парадоксальным образом привел к регио­нализации и локализации информации. Интересы американцев повер­нулись внутрь страны, они устали интересоваться миром, понимать ко­торый стало все труднее136. Внимание американцев привлекают лишь те события, в которых участвуют американские войска или с которы­ми связаны американские экономические интересы. Острота интереса снижается не только от международного уровня к национальному, но и от государственного к местному.

Словом, ситуация с глобализацией весьма сложна и неоднозначна. К концу XX в. распался СССР. По-видимому, в перспективе неминуем аналогичный распад Индии и Китая. Однако и в США, этой «лабора­тории новоевропейской цивилизации», не удалось в полной мере консо­лидировать «американский народ» как новоевропейскую нацию. Здесь обнаружились весьма сильные центробежные тенденции. Последние переписи показывают, что все меньше людей считают себя «американ­цами» и все больше идентифицируют себя с этническими общностями (англичане, немцы137, французы, ирландцы и т.д.). Видимо, мы недо­оцениваем действие могучих этнических стихий.

Можно было бы предполагать, что отдельные этносы со временем исчезнут с лица земли, или, напротив, прогнозировать их вечное су­ществование. Но нельзя отрицать, что на современном этапе новоевро­пейской цивилизации контакты между этносами растут. Вот этот рост контактов и предстает как собственно глобализация.

Налицо пять противоречивых моментов (тенденций) в данном про­цессе:

1) мощь. Наращивание геополитической мощи победителями в «холодной войне»;

2) богатство. Рост экономики в Северной Америке, Западной Ев­ропе, Восточной Азии;

3) хаос. Ослабление государств-наций на фоне транснациональных корпораций и межгосударственных организаций; усиление нерегули­руемых стихийных процессов;

4) идентичность. Окончание века классических идеологий (XIX-XX вв.), обращение к поискам новой идентичности;

5) справедливость. Восстание большинства против материально благоденствующего меньшинства138.


Наиболее существенной чертой мира после «холодной войны» стала его однополярность. С грядущими поколениями, возможно, и появят­ся великие державы, равные Соединенным Штатам Америки, пока же США — самая могущественная страна в неравном им окружении. Од­нополярность внутренне стабильна и может длиться десятилетиями. Однополюсная конфигурация обладает факторами внутренней само­регуляции.

Национальные правительства начинают делить власть — политиче­скую, социальную, военную —с бизнес-кругами, международными ор­ганизациями, множеством групп граждан. ТНК и межправительствен­ные организации легко пересекают национальные границы и осуществ­ляют власть над населением менее развитых стран.

Западные мыслители хотели бы верить в светлое будущее новоев­ропейской цивилизации. Уолт Липман в 1948 г. сказал: «При жизни мы не увидим единого мира, в котором объединится все человечество. Но если мы не лишены прозорливости и энергии, мы можем стать сви­детелями формирования великого западного сообщества, по крайней мере конфедерации европейских и американских стран, решительно опровергающего ложность утверждений тех, кто считает нашу циви­лизацию обреченной»139. Пока кажется, что прогноз У. Липмана сбы­вается, однако сейчас у западных мыслителей поубавилось оптимизма.

Выводы по проблеме глобализации могут быть сведены к следую­щему:

1) нет однолинейного процесса глобализации. Налицо две тенден­ции: к интеграции и к дифференциации, причем пока неизвестно, ка­кая тенденция возобладает;

2) эта двойственность (амбивалентность, точка бифуркации) ха­рактеризует прежде всего этнические общности. Однако выкристал­лизовываются и экономические общности. С последним связана уста­новка на социально-классовую идентичность;

3) за глобализацию нужно платить. Целостность любой систе­мы оплачивается специальными усилиями (энергией, информацией и т.п.), направленными на достижение этой целостности;

4) абстрактно говоря, можно представить себе такой уровень (раз­мер) системы (человечества), когда усилия по поддержанию целостно­сти будут настолько велики, что это приведет к деградации других ее параметров. Тогда спасение будет заключаться в разделении системы на части. В истории мы видели примеры распада гигантских империй, где системный кризис разрешался за счет дифференциации. Возмож­но, что и у новоевропейской цивилизации та же судьба.

Сделаем краткие выводы по этой главе.

1. Социальная реальность предполагает существование некоторых внесоциальных («объективных», «внечеловеческих», «внедуховных»)


условий, которые предстают в качестве материала, субстрата, веще­ственного носителя идентификации и проекции.

2. С помощью описанных процедур (идентификации, проекции, со­циальной символизации) индивиды присваивают эти знаки, в извест­ном смысле отождествляясь с ними, а через них — с определенными группами. В результате возникают такие структурные единицы со­циальной реальности, как общности (возраст, пол, класс, профессия, этнос).

3. Общности рефлектируются, осознаются, культивируются, и на их базе возникают объединения — различные формы организованных социальных движений, партии, государства и т. п.

4. Объединения культивируются на основе определенных духов­ных комплексов, которые могут быть названы идеологиями в широком смысле слова.

5. Общности могут быть сформированы только в том случае, если они противопоставляются другим общностям (отцы и дети, мужчи­ны и женщины, правители и народ, различные этносы). Выделяются привилегированные и подчиненные общности, т. е. различие общностей проецируется на иерархическую лестницу.

6. Между общностями, соотнесенными друг с другом на иерархи­ческой лестнице, развертывается вечное соперничество, борьба. Это борьба в конце концов за то, какая из соперничающих общностей бли­же к всеобщему, к Абсолюту, к Богу.

1 В настоящее время существуют достаточно развитые возрастная социология и возрастная психология. См., напр.: Witterstatter К. Soziologie fur die Altenarbeit. 9. Aufl. Freiburg im Breisgau, 1994 (здесь приведена библиография на немецком языке по социологии старости (S. 156-157)). См. также: Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие. М.; Екатеринбург, 2000. Впрочем, насколько мне из­вестно, нет монографических изданий, специально посвященных социальной фи­лософии возраста.

Скажем, поколение шестидесятников, сыгравшее ключевую роль в перестрой­ке, которое в духовном и политическом плане было определено XX съездом КПСС, смертью Сталина и «оттепелью».

3 «... Человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек моло­
дой и незрелый» (Аристотель. Политика 1259 b 1-5 // Аристотель. Соч.: В 4 т.
Т. 4. М., 1983. С. 398).

4 См.: Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.,
1977. С. 216-245.

5 См., напр.: Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.; Конвенция о
правах ребенка // Международные документы по правам человека. СПб., 1995.
С.71-95.

6 См., напр.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 441-460.

7 Да и сегодня старые генералы и политики посылают на войну 18-летних
юношей. См. роман Курта Воннегута «Бойня №5, или Крестовый поход детей».


8 См.: Толстой Л. Н. Гибель цивилизации и предстоящий переворот (Из быв­
ших под запретом сочинений Л.Н.Толстого о нашем времени). Рига, б. г. (гл. 4:
«Против всеобщей воинской повинности»).

9 В сентябре 1998 г. в Санкт-Петербургском университете выступал ректор
Университета г. Лондон (штат Онтарио, Канада) Поль Давенпорт. Будучи эконо­
мистом, он посвятил почти все свое выступление экономике образования. В част­
ности, он особо подчеркнул, что современное образование не дает молодежи воз­
можности достичь высоких доходов и высокого социального положения, как это
почти автоматически было в прошлом. Из этого выступления особенно ясно сле­
довало, что смысл современного образования окончательно переместился в сферу
стабилизации социума.

10 Правда, использование всех такого рода стабилизирующих институтов по*
рождает в господствующей идеологии комплекс вины. Обратим внимание на тро­
гательный образ ребенка и молодого человека, красной нитью проходящий че­
рез всю мировую литературу (скажем, «Мальчик у Христа на елке» Ф.М.До­
стоевского, романы Ч.Диккенса и др.). Исследование проблем молодежи, со­
циология молодежи — также своеобразное теоретическое выражение вины обще­
ства перед молодежью. Вот некоторые последние работы из этой области: Аге­
ева Л. В.
Казанский феномен: миф и реальность. Казань, 1991; Добрынина В. И. и
др.
Молодежь России. М., 1998; Енджеевский М. Тусовка. М., 1990; Запесоц-
кий А. С.
Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и со­
циально-культурной интеграции. СПб., 1996; Зубок Ю. А. Социальная интегра­
ция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998; Культура, поли­
тика, молодежь: Сб. научных работ. М., 1996; Молодежный ренессанс: (Про­
блемы социализации молодежи). М., 1990; Молодежный экстремизм / Под ред.
Л.А.Козлова. СПб., 1996; Молодежь: структура и социальные проблемы: Ма­
териалы лекционного курса / Сост. Г. А. Луке. Самара, 1998; Слуцкий Е. Г.
Молодежная политика: История, проблемы, перспективы. СПб., 1999; Социо­
логия молодежи: Учебник / Отв. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1996; и др. Су­
ществует и обратный комплекс вины--детей перед отцами. В традиционном и
особенно в архаическом обществе старик — носитель, живое воплощение тради­
ции.

11 См. «Поколенческий манифест» Л. Фойера.

12 Здесь можно обнаружить и определенные глубинные биологические основа­
ния. Известно, например, что доместицированные животные сохраняют в большей
мере, чем недоместицированные, некоторые черты в морфологии и поведении, ко­
торые свойственны детенышам.

Обращает на себя внимание структурное сходство с тремя душами Платона. Ребенок в определенном смысле приближается к чувственной душе, в то время как Взрослый и Родитель делят единство яростной и разумной душ.

14 Линч Э. Стоики нашего времени // Курьер ЮНЕСКО. 1999. Янв. С. 28.

15 Там же.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. С. 340.

«Группирование живых частиц в сложные организмы представляется почти неизбежным следствием их размножения. Клетки стремятся к агломерации пото­му, что они прижимаются друг к другу или даже возникают группами» (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965. С. 92).

8 Ср.: Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Пробле­мы кибернетики. 1972. Вып. 25. С. 81-91; Геодакян В. А., Шерман А. Л. Связь врожденных аномалий развития с полом // Журнал общей биологии. 1971. Т. 32. №4. С.417—424. См. также: Немилое А. В. Биологическая трагедия женщины. Л., 1925; Введение в тендерные исследования: Хрестоматия. Ч. 1-2 / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков; СПб., 2001.


Я здесь опираюсь на выступление Ж.-П. Вернана во Французском институте Санкт-Петербурга 5 декабря 2000 г. «Пандора — первая женщи­на». Вернан строит свое повествование в основном на интерпретации Ге-сиода.

См.: Абубикирова Н. И. Что такое «тендер»? // Общественные науки и со­временность. 1996. №6. С. 123-125; Брандт Г. А. Природа женщины. Екатерин­бург, 2000.

21 Хотя вовсе и не обязательно. См., напр.: Эвола Ю. Метафизика пола. М.,
1996.

22 Скажем, если немка узнает, что каждая десятая женщина, живущая в Герма­
нии, заболевает раком груди и что за год умирает 18 тыс. заболевших, она начинает
проходить необходимые проверки и тем самым незаметно для себя утверждается
в своем тендере (см., напр.: Stern. 1999. Nr. 7. S.26). Существенен подтекст дан­
ной публикации в «Штерне»: сопоставляются, с одной стороны, амазонка, которая
удаляла себе одну из грудей для того, чтобы та не мешала стрелять из лука, и,
с другой стороны, современная женщина, так сказать, современная «амазонка»,
которой удалена одна грудь по поводу рака. Эта жертва предстает как расплата
за эмансипацию.

23 Причем это отношение легко экстраполируется на весь мир:

Любовь весь мир нам делает чужим

И комнатку нам делает вселенной.

Пускай, плывя на запад, моряки

Откроют новые материки —

Для нас есть мир один, где мы с тобой близки!

(...)

Что смешано случайно, то умрет.

Но если две любви в одну сведет

Судьба, то, значит, нас в веках бессмертье ждет

(Донн Док. С добрым утром // Донн Дж. Стихотворения. Л., 1973. С. 19-20).

24 Так же как и для молодежи, в нашем цивилизованном обществе имеются
специальные документы, защищающие права женщин. Это как раз и указывает на
то обстоятельство, что женщины представляют собой подчиненный пол в иерар­
хической структуре цивилизации (см., напр.: Конвенция о политических правах
женщин от 31 марта 1953 г. // Международные документы по правам человека.
С.68-70). А.Адлер предлагал даже использовать термин «другой пол» вместо тер­
мина «противоположный пол», чтобы подчеркнуть, что мужское и женское начало
не противоположны, а дополняют друг друга (см.: Адлер А. Понять природу че­
ловека. СПб., 1997. С. 248).

25 Иначе говоря, в каждом мужчине в большей или меньшей мере присутствует
и женское начало, как и наоборот (см.: Кречмер Э. Строение тела и характер.
Б. м., 1924; Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и
эротики. М., 1991).

26 См.: Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России.
М., 1996.

На последнее и была по преимуществу направлена инквизиция (см.: Шпрен-гер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. 2-е изд. Саранск, 1991; Арну А. История инквизиции. СПб., 1995; Наровчатов С. «Во имя...» // Новый мир. 1982. №1).

См. фундаментальное исследование: Jansen-Jurreit M.-L. Sexismus. Uber die Abtreibung der Frauenfrage. Munchen, 1976. См. также: Бовуар С. Второй пол. М., 1997; Соколова Е. Э. Западный феминизм и «женский вопрос» в культурологии: Автореф. дис.... канд. культурол. наук. СПб., 1997. Из последних произведений российских феминисток см.: Арбатова М. Меня зовут Женщина. М., 1997. Ср.: Der Atem von Frauen / Hrsg. von L. Irigaray. Russelsheim, 1997. О феминизме в


связи с философией см.: Некрасов С. Н. Феминистский постструктурализм: теория и практика // Философские науки. 1991. №1.

29 См.: Винокурова У. А., Шилин К. И. Человек гармонического будущего:
Экософия-словарь. М., 1994.— Там, в частности, читаем: «Женская проблема как
„узловая" проблема экософии будущего» (Там же. С. 6).

30 «Жить исключительно приватной жизнью означает... быть лишенным ре­
альности, происходящей из видимости и слышимости другими; быть лишенным
„объективных" отношений с ними, происходящих из соединенности и разделен-
ности с ними при посредстве общего мира вещей; быть лишенным возможности
достижения чего-то более постоянного, чем сама жизнь» (Arendt H. The Human
Condition. Chicago, 1958. P. 58). Вспомним также критику «папочек-мамочек», ком­
форта буржуазной семьи. Эдипов комплекс — порождение «приватного места», ко­
торого человек, по существу, лишается (см.: Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм
и шизофрения: Анти-Эдип (перевод-реферат М. К. Рыклина). М., 1990).

31 Брандт Г. А. Природа женщины. С. 129.

32 См. социологический коррелят исследования семьи, например, по позднему
советскому периоду: Янкова 3. А. Городская семья. М., 1978; Груздева Е. Ю., Чер-
тихипа Э. С.
Труд и быт советских женщин. М., 1983; Рождаемость: известное и
неизвестное. М., 1983.

33 «Производство и воспроизводство материальной жизни... бывает двоякого
рода. С одной стороны — производство средств к жизни... с другой — производство
самого человека, продолжение рода» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
С. 25-26).

34 Именно бытом занимается по преимуществу такая конкретная социальная
дисциплина, как этнография.

35 «... Немец... не в состоянии передать свой музыкальный восторг широкой
публике. Он способен заразить им только интимный избранный круг. Лишь в нем
он не чувствует никакого стеснения, не сдерживает слез радости и скорби, а потому
здесь он художник в самом полном смысле слова. Если этот избранный круг совсем
малочислен, то звучит одно лишь фортепиано и два-три струнных инструмента;
исполняют обычно сонату, трио, квартет или поют на четыре голоса немецкую
песню. Если же круг несколько пошире, то и инструментов побольше, и исполняют
непременно симфонию. Справедливо утверждают, что инструментальная музыка
вышла из самых глубин немецкой семейной жизни...» (Вагнер Р. О сущности
немецкой музыки // Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978. С. 49-64). Ср. также
известный сонет У. Шекспира, посвященный семейному исполнению музыки.

36 В экзогамии еще много неясного. Скажем, что было определяющей причи­
ной ее возникновения? Может быть, биологический вред брака между кровными
родственниками, или стремление избегать раздоров внутри рода на почве ревности,
или стремление упрочить связи между родами? Брачные запреты при экзогамии
охватывали широкий круг лиц. Скажем, абориген Австралии не мог жениться не
только на женщине своей родовой общины, но и на женщине любого другого пле­
мени, если она носила одинаковое родовое имя или входила в тот же «брачный
класс». Экзогамия поддерживалась жестокими репрессиями вплоть до смертной
казни.

37 Существует две теории парного брака: 1) парный брак приходит на смену
групповому браку, почему и дополняется столь широко такими пережитками, как
терпимое отношение к добрачным и внебрачным связям, существование наряду с
«основными» «дополнительных» жен и мужей. Эта теория наиболее распростране­
на; 2) парный брак — древнейшая форма брака, всегда сочетавшаяся с элементами
групповых отношений между полами.

38 Следует отметить такие экзотические формы брака, сохранившиеся до
XX в., как полигиния и полиандрия. Полигиния — многоженство — одна, из исто­
рических форм брака, представляющая собой разновидность патриархата. В позд-


них формах полигиния сохранялась на Востоке для господствующих классов до 20-х годов XX в. (гаремы). Полиандрия — гораздо более древняя форма. Это пере­житок не патриархальной семьи, а еще группового брака. В XIX в. полиандрия бытовала у алеутов, эскимосов, в Тибете, Индостане (братская форма полиан­дрии). Социальный порядок мыслится по типу порядка универсума и наоборот. Поэтому естественно, что «брачное поведение» животных мыслится по типу и в терминах сексуального поведения людей. Так, подробно описана полигиния у мно­гих млекопитающих. Самец-доминант собирает вокруг себя 15-20 самок, при ко­торых держатся несколько молодых самцов, совершающих постоянные «набеги» на охраняемый доминантой «гарем» (ушастые тюлени, котики, сивучи, копытные и другие животные и птицы). Реже в животном мире наблюдается полиандрия (кулики-плавунчики, трехперстки). Очевидно, что тонкие наблюдатели животно­го мира, какими были наши далекие предки, мыслили свои брачные порядки по типу отношений животных. Все это укладывалось в тотемное мышление или в его пережитки.

39 Мы описываем только тенденции в рамках идеального типа. В многообраз­
ных модификациях реального рабства существовали и бесконечные исключения и
особенности. Это относится и к феодальной и буржуазной семье, которые будут
описаны ниже.

40 См., напр.: Суровягин СП. Философия семьи: Цель семьи. Главенство в
семье. Любовь и брак. Тюмень, 2000.

41 Китайская поговорка «много детей — обеспеченная старость» во многом объ­
ясняет поразительное чадолюбие китайцев, с которым «сражается» государство,
неспособное обеспечить социальными инфраструктурами такое количество новых
граждан.

42 Картина самообъяснения женского репродуктивного поведения в современ­
ной России представлена в: Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в совре­
менной России. («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социс. 2000. № 11. С. 98-107.

Вывод социолога: «Основное место в системе жизненных ценностей женщин занимают семья и дети» (Рыбцова Л. Л. Жизненные ценности женщин // Социс. 1997. №10. С. 30).

44 Марк Аврелий был признателен своему прадеду за то, что благодаря ему бу­
дущему императору и философу удалось избежать посещения публичных школ и
воспользоваться услугами прекрасных учителей на дому (Марк Аврелий. К самому
себе. М., 1914. С. 5). В публичной школе не учились многие великие изобретатели и
ученые (Т.А.Эдисон, А.Д.Сахаров). Все более подвергается сомнению необходи­
мость публичного воспитания дошкольников, особенно — в самом раннем возрасте.

45 Женское пьянство и алкоголизм связываются социологами с трансформа­
цией ролевой структуры современного общества в развитых странах. Перенимая
«классические» мужские роли, женщины перенимают и «классические» компен­
саторные механизмы. Среди женщин с высшим образованием число пьющих при­
мерно в 5-6 раз выше, чем среди женского населения в целом. Поскольку женский
алкоголизм осуждается сильнее, чем мужское пьянство, он принимает более жест­
кие и запущенные формы.

46 По американским данным, прирост потребления вина и виски девушками
выше, чем такой же прирост для юношей, что представляет собой «мину замед­
ленного действия» по отношению к будущему.

47 Яркой иллюстрацией здесь может быть роман Марио Пьюзо «Крестный
отец».

48 Следователь по особо важным делам Н.В.Иванов показывает в своих вос­
поминаниях, как еще в советскую эпоху, проверяя одну из среднеазиатских рес­
публик, юристы обнаружили, что система взяток охватывает всю эту страну —
от рядового колхозника до Первого секретаря, который вез «подарки» в Москву.
Это был по существу традиционный социальный строй, где «взятка» (с новоевро-


пейской точки зрения) служила естественной традиционной формой личностных отношений между низами и верхами. Дело захлебнулось не потому, что какие-то злые силы «развалили» его, а потому, что невозможно было посадить за решетку целую республику.

49 Упреждая возможные недоумения, скажем, что и рабочим необходимы пред­приниматели, которые организуют рабочие места, вкладывают капитал и тем со­здают условия самого существования рабочих.

Иллюстрацией может служить здесь роман Э. Золя «Жерминаль».

51 См., напр.: Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты
профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №4. С. 80-87.

52 Это противоречие глубоко представлено в философском романе Роберта
Музиля «Человек без свойств».

См. в связи с этим работу М. Вебера «Протестантская этика и дух капита­лизма». Особо остро проблема профессионализма и дилетантизма стоит в немецко­язычной культуре. Гёльдерлин, протестуя против тотальной профессионализации, говорил о том, что в Германии нет людей — одни профессии. Роберт Музиль, ци­тирующий в своем дневнике это место из Гёльдерлина, в «Человеке без свойств» стремится выработать одноименный тип человека, стоящего выше профессионали­зации.

В России XIX в. существенную роль в общественной жизни играли про­фессиональные балы (см.: Колесникова А. В. Бал в истории русской культуры: Автореф. дис.... канд. культурологии. СПб., 1999). Применительно к современ­ным условиям речь может идти о соревновании КВН, где болеют за команду своего вуза, и т. п. В КВН театральность представления своего объединения особенно оче­видна.

55 См., напр.: Модестов А. П. Замечательные работники науки и техники. М.,
1927. — Книга была выпущена Издательством АССНАТ, а АССНАТ — это Ассоци­
ация натуралистов-самоучек, самодеятельная организация, связанная в Коммуни­
стической партии с «рабочей оппозицией».

56 Так, например, сообщается, что при одном из трудных восхождений на Эве­
рест, закончившемся трагедией, погибли в основном профессиональные альпини­
сты (ГЕО. 1998. №9).

57 Чижевский А. Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Вос­
поминания. М., 1995. С. 189-190.

См. тематизацию этих понятий: Прудон П.-Ж. Бедность как экономиче­ский принцип. М., 1908. — Богатство и нищета, по Прудону, порождают друг друга. С его точки зрения, оптимальное состояние общества—это всеобщая «здоровая» бедность, которая не унижает человека. Однако такая дифференциация бедно­сти и нищеты не привилась в литературе, и их обычно рассматривают как сино­нимы.

59 См.: Брунер Док. Психология познания. М., 1977. С. 300.

60 Там же.

61 Впрочем, воздействие бедности на развитие личности носит вероятностный
характер и сказывается отрицательно не всегда.

62 Ахиезер А. С. Богаты мы или бедны? // СО: Современное общество (Харь­
ков). 1994. №3. С. 43.

63 А. С. Ахиезер пытается связать российскую «культуру бедности» с нату­
ралистическими установками. Культурный стереотип бедности имеет свою обще­
философскую основу в признании первичности материальной среды, природных
ресурсов (материи) и вторичности человеческого творческого начала (сознания)
(Там же. С. 49). Конечно, такого рода объяснение представляется несколько наив­
ным и прямолинейным. Скажем, здесь совсем не учтено воздействие православия.
Если протестантская этика столь сильно повлияла на формирование западного об­
щества, то логично предположить, что и православие существенно воздействовало


i


на развитие российского общества. Однако А. С. Ахиезер прав в том отношении, что можно проследить общефилософские основы «культуры бедности».

64 Там же. С. 47-48.

65 Классическое произведение здесь — «Манифест Коммунистической партии»,
написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 г.

66 Добротный цитатник о классовой борьбе: Борьба классов. Из произведений
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Р. Гильфердинга, К. Каутского, Г. Кунова.
М., 1927.

67 См., напр.: Иванова Н.А. Сословно-классовая структура России в XIX —
начале XX в. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. №4.
С. 29-37.

68 О кастах см.: Неру Док. Открытие Индии. Кн. 1. М., 1989 (особенно §8
гл. 6: «Теория и практика кастовой системы»). Прекрасная иллюстрация также:
Сингх К. Тигр Раджастана. М., 1980 (где описывается каста охотников шикари в
условиях современности).

69 О сословиях в России см.: Ключевский В. О. История сословий в России //
Ключевский В. О. Соч. Т. 6. М., 1959; Голобуцкий В. А. 1) Черноморское казаче­
ство. Киев, 1956; 2) Запорожское казачество. Киев, 1957. О сословиях на Востоке
см.: Илюшечкип В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая. М., 1986.
О сословиях на Западе см.: Барг М. А. Буржуазная историография о социальной
структуре средневекового общества // Вопросы истории. 1966. №2.

70 См. с этой точки зрения столь существенный для русского социалистиче­
ского движения роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», а также блестящий
анализ классического западного «рабочего» романа Э.Золя «Жерминаль»: Ауэр-
бах Э.
Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.
[2-е изд.]. М.; СПб., 2000 (гл. XIX: «Жермини Ласерте»),

71 См., напр.: Тихонова Н. Факторы социальной стратификации в условиях
перехода к рыночной экономике. М., 1999.

72 Ильин В. Н. Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987. С. 132.
«Крестьянство, возникшее вместе с сельским хозяйством, есть необходимое

условие всякого цивилизованного общества» {Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 156). О крестьянстве в России см., напр.: История крестьянства в России с древнейших времен до 1917 г. Т. 1: Предпосылки становления крестьянства. Крестьянство рабовладельческих и раннефеодальных обществ (6-5 тысячелетия до н.э. — 1 тысячелетие н.э.). М., 1987; Т. 2: Крестьян­ство в период раннего и развитого феодализма. М., 1990; Т. 3: Крестьянство пери­ода позднего феодализма (середина XVII в. — 1861 г.). М., 1993.

74 Впрочем, сегодня ситуация существенно меняется. А. Михалков-Кончалов-
ский приезжает в деревню, где ставит фильм «Курочка Ряба». В фильме активно
участвуют местные жители, но когда они его смотрят, он им явно не нравится. Они
упрекают режиссера, используя известные клише: «Мы вас кормим, а вы...» Ми­
халков-Кончаловский возражает: «Это вы меня кормите?] Нет, это я вас кормлю!
Я зарабатываю доллары, а вы в своем сельмаге покупаете американские куриные
окорочка, которые столь существенны в вашем питании!» Афоризм, направленный
в 40-е годы XX в. против «безродных космополитов», которые преклоняются «пе­
ред иностранщиной», — «А сало русское едят» (В. И. Лебедев-Кумач) —сегодня не
попадает в цель.

75 См. изображение крестьянина у К.И.Рождественского (1932) из круга
К. С. Малевича.

76 «Крестьянство внеисторично и потому бесписьменно» (Шпенглер О. За­
кат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 156). Нацизм придавал
крестьянству особый положительный смысл: «Уже одна возможность сохранить
в качестве фундамента всей нации здоровое крестьянское сословие имеет совер­
шенно неоценимое значение. Ведь многие наши нынешние беды являются только


следствием нездоровых взаимоотношений между городским и сельским населени­ем. Наличие крепкого слоя мелкого и среднего крестьянства всегда было лучшей защитой против социальных недугов, от которых мы сейчас страдаем. Более то­го, это единственное решение, позволяющее нации зарабатывать хлеб насущный в рамках своей экономики. Таким образом, устраняется пагубная роль промышлен­ности и торговли, и они занимают надлежащее место в общей структуре нацио­нальной экономики со сбалансированным спросом и предложением» (Л.Гитлер, «Моя борьба») (цит. по: Райт. В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997. С. 78).

77 Казачество оказалось вовсе не исторической реликвией; в современной Рос­сии реанимируется его роль как защитника рубежей страны.

'8 У Т. Гоббса отношение Католической церкви гг королевской власти в Англии раскрывается по существу как отношение духовной интеллигенции и королевской администрации. Существенна в связи с этим критика Гоббсом университетов — как порожденных Католической церковью и ей служащих. У О. Шпенглера прин­ципиально противопоставление замка и собора, знати и духовенства (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 340 ел.).

79 Особенно болезненно переживает место интеллигенции в своей социальной
структуре Россия. Известна роль в русской истории сборника «Вехи», специально
посвященного русской интеллигенции. Важность темы показывают и многочис­
ленные «подражания» или продолжения темы «Вех». См., напр.: Толстый (Кот-
ляров В.).
Нефилософское предисловие // Мулета. Вехи вех: Сборник статей о
русской интеллигенции. Paris; СПб., 1999. С. 7-12. А.И.Герцен говорил, что все,
кто читает, ненавидят власть, а кто ее признает, не читает вовсе. См. так­
же: Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г. Г. Соч. М., 1989.
С. 11-344. Здесь в щедринском духе основной конфликт русской жизни раскрыва­
ется как противостояние необразованной и тупой администрации, с одной сторо­
ны, и наглой, но тоже необразованной интеллигенции, с другой. Уже в наши дни
В. К. Кантор иронически добавляет: раньше власть не любили те, кто читал, сего­
дня же (в постсоветской России) власть не любят те, кто пишет. За это теперь не
ссылают, а, наоборот, приглашают во власть. Ругать власть, добавляет он, стало
способом проникнуть в ее состав. Конечно, и В. К. Кантор, и А. И. Герцен публици­
стически заостряют проблему, но в их остроумии просвечивает вечная конкуренция
власти и интеллигенции, которая продолжается и сегодня.

80 В терминах Платона— «философы» (Государство 473 d).

8 Платоновские философы, синкретическое единство знати и духовенства, и современные философы-интеллигенты — нечто различное. Когда современный по­литик становится ученьгм (или, наоборот, когда ученый становится политиком), это обычно не прибавляет ему искусности.

82 Чеховские описания интеллигенции, ее жалоб и философствования следу­
ет, по мнению Т. Манна, воспринимать в ироническом ключе: «Спори о смысле
жизни выполняют предельно комическую функцию»; это «подтрунивание над без­
граничной страстью русских к бесплодному философствованию» (Манн Т. Опыт о
Чехове // Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма. М., 1986. С. 223). Впро­
чем, не все согласны с Т. Манном: подчеркивается, что у героев Чехова идеальная
и обыденная стороны жизни тесно переплетены (Зипге.рман Б. Театр Чехова и его
мировое значение. М., 1988. С. 50-51). Подробный художественный анализ жизни
русской интеллигенции конца XIX —• начала XX в. дан у М Горького в «Жизни
Клима Самгина».

83 Барт Р. Писатели и пишущие // Барт Р. Избранные работы: Семиотика.
Поэтика. М., 1994. С. 134. —Здесь прослеживается и еще одна закономерность: ин­
теллигенция часто ассоциируется с национальным меньшинством или с иностран­
цами. То же и в российской истории: «интеллигент и грек» ■ - в Киевской и Москов­
ской Руси, «интеллигент и немец» - -в России XVIII в., «интеллигент и еврей» - в
России XX в. Вспомним слова известной пародией пени «,:1у6ину|гкг-,,


Англичанин хитрец, чтоб работе помочь,

Изобрел за машиной машину,

А наш русский мужик,

Коль работать невмочь,

Так затянет родную «Дубину».

Правда, не во всех изданиях песни эти слова приводятся.

84 См., например, «Опыты» М.Монтеня (особенно кн. 2, гл. 37). «Нет такого
народа, который на протяжении веков не обходился бы без медицины, особенно в
раннюю, т. е. в самую лучшую и счастливую, пору своего существования». Или:
«Вплоть до времен Плиния ни один римлянин еще не отваживался заниматься ме­
дицинской практикой; этим делом занимались только иностранцы и греки...» Или
из 13-й главы 3-й книги: «... Платон полагал, что любая страна только терпит от
юристов и медиков» (Монтень М. Опыты. М., 1991. С. 320, 326, 565). Много зло­
го о врачах сказал Мольер. Человек совсем другой интеллектуальной традиции —
К.Э.Циолковский, — по существу, выражает ту же мысль, пренебрежительно от­
зываясь о медицине: «Трудно сказать, что пойдет быстрее—технический прогресс
или прогресс физики и биологии. Про медицину я и не говорю, она, как всегда,
будет плестись в хвосте. ■
. (курсив мой. — К. П.)» (цит. по: Чижевский А. Л. На
берегу Вселенной... С. 440).

85 Обратим внимание, что о классе в этой привычной терминологии мы рас­
суждаем как о субъекте, не обосновывая саму возможность и правомерность такого
рассуждения. Класс «осознает себя» или «класс не осознает себя», класс «создает
или не создает» свою идеологию, формирует «свои» организации и т. д.

86 Социальный институт науки, например, сегодня представляет собой объ­
единение, куда входят около 4-5 млн научных работников. Этот институт весьма
дорог. Только современный телескоп стоит ок. 15 млрд долл.

Особенно последнее понятие было стерто до клише, до бездумной стерео­типной фразы в официальном историческом материализме, но на самом деле «об­щественное сознание», формы его бытийствования представляют серьезную теоре­тическую проблему. То же и с понятием «духовная жизнь». Эта последняя пред­полагает не просто общение индивидов в рамках социума, но особое качественное образование в смысле «народного духа», Volksgeist. Народный дух являет собой движение, преобразование и т. п.

88 Эти идентификации и проекции могут принимать мистические формы, как
в известном фильме А. Куросавы «Тень воина».

89 Наиболее популярный у нас в последнее время мыслитель, посвятивший себя
проблемам этноса,—Л. Н. Гумилев. Краткое аутентичное изложение собственной
теории у этого чрезвычайно плодовитого автора см.: Гумилев Л. Н. Биография на­
учной теории, или Автонекролог // Знамя. 1988. №4. Отметим еще ряд его работ:
Гумилев Л. Н. 1) О термине «этнос» // Доклады отделений и комиссий Геогра­
фического общества СССР. 1967. №3; 2) Этногенез и этносфера // Природа. 1970.
1-2; 3) Хунны в Китае. М., 1974; 4) Биосфера и импульсы сознания // Природа.
1978. № 12. Существенно, что в условиях сегодняшнего идеологического вакуума в
России его евразийская геополитическая доктрина является по существу полуофи­
циальной. Однако Л. Н. Гумилев не может быть понят в полной мере вне контекста
не только самого евразийства, но и целого ряда западноевропейских геополити­
ческих концепций, в частности концепции немецкого исследователя Ф. Гребнера,
разделявшего «народы-гости» и «народы-хозяева». Первые предпочитают экстен­
сивные стратегии расширения, захвата новых территорий, создания империй, вто­
рые—интенсивные стратегии освоения ограниченных «исконных» территорий.

90 О. Шпенглер во втором томе «Заката Европы», характеризуя арабские (ма­
гические) культуры, показывает меньшую роль территории в формировании соот­
ветствующих этносов.


91 В летописях читаем речь князя Изяслава: «Вы за мной вышли из Русской земли, лишились сел своих и всех животов, да и я от своей дедины и отчины не могу отказаться; но либо голову свою сложу, либо возвращу свою отчину и все ваши животы...» (цит. по: Соловьев С. М. Русская летопись для первоначального чтения // Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 94).

9 О вписанности архитектуры в природу см.: Lampugnani V. М. Visionary Ar­chitecture of the 20th Century. Master Drawings from Frank Lloyd Wright to Aldo Rossi. Stuttgart, 1982.

93 Как, скажем, особенности национального характера русского народа выво­
дят из его бесконечных просторов (см., например, В. О. Ключевского). Можно ведь
рассуждать и наоборот: русский народ потому занял такую территорию, что таков
его психический склад.

94 О.Шпенглер так описывает «понятие» крови: «Кровь для нас —символ жи­
вого. Беспрерывно, никогда не иссякая, во сне и наяву, перетекая из материнского
тела в тело ребенка, циркулирует она по телу от его зачатия до смерти. Кровь
предков течет по цепи потомков, объединяя всех их великой взаимозависимостью
судьбы, такта и времени» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии ми­
ровой истории. Т. 2. С. 8).

95 Очевидно, что эндогамия — условие выработки и поддержания определен­
ного генотипа этноса. Важно, конечно, еще и определенное единство культуры.
См.: Рыбаков С. Е. К вопросу о понятии «этнос». Философско-антропологический
аспект // Этнографическое обозрение. 1998. №6. С. 3-15. Указанный автор опреде­
ляет этнос так: «Этнос — это общность людей на основе обеспеченного эндогамией
и языком единства ценностных ориентации, которые символически выражаются в
стиле культуры и образе жизни» (Там же. С. 13).

96 Вот достаточно типичный пример: «Два великих племени... арийское и
семитическое. Если мы проследим за характером этих двух племен на всем про­
тяжении их существования, мы будем поражены глубоким различием, которое по­
всюду и во всем обнаруживается между ними». И далее развертывается характе­
ристика этих «двух великих племен» в философских категориях. Так, оказывает­
ся, что арийцам присуща объективность, способность к наукам и искусствам, в
то время как семитам присуща субъективность, способность к анализу текстов,
и т. д. Вся дальнейшая всемирная история ведет к синтезу этих «семитических»
и «арийских» элементов (Розанов В. В. Место христианства в истории // Роза­
нов В. В. Религия и культура. М., 1990. С. 23, 46). В результате получается на
первый взгляд очень стройная философия истории, исполненная некоторого ме­
тафизического смысла. Однако, конечно, такое прямое подведение некоторых эм­
пирических явлений под всеобщие категории для современного человека неубеди­
тельно.

97 См., напр.: Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. —
Интересным в этом смысле было также выступление Ж. Бодрийяра на философ­
ском факультете СПбГУ (1996) с докладом на тему «После оргии».

98 Монтень М. Опыты. С. 320.

См. анализ «тендерной картины мира»: Рябов О. В. «Матушка-Русь»: опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М., 2001.

См., напр.: Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной иден­тичности народов России // Социс. 1998. №2. С. 49-54.

101 И здесь в нашей цивилизации мы отмечаем существование правовых уста­новлений, которые, преодолевая неравенство, обнажают его. См., напр.: Междуна­родная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации // Междуна­родные документы по правам человека. С. 50-54.

Немногие так бездарно упустили свой шанс — разве что Аргентина, которая занимала в начале XX в. 4-е место по уровню жизни и ВВП которой сейчас в три


раза меньше, чем у Франции. У нас связь зависимости и отсталости в начале про­шлого века была очень своеобразной, а теперь эта связь все более становится такой же, как и в «третьем мире» (см.: Красилъников В. А. Зависимость и отсталость в развитии России // Мир России. 1996. Т.о. №4. С. 67-96).

103 Существенны в связи с этим самоопределения евреев. Подчеркивается ис­
ключительность этой группы. А. Штейнзальц говорит, что «кроме общей истории
евреев разных стран ничто не объединяет: ни единая земля, ни единый язык, ни
единая культура... С этнической точки зрения трудно утверждать, что существует
такой этнос, как евреи». По Штейнзальцу, евреи — это не народ, а семья, поэтому
евреем можно быть, даже не сознавая этого (см.: Рывкипа Р. В. Евреи в современ­
ной России // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 47-58).

104 93-95% евреев в современной России не знают языка, 84% не религиозны,
30% не отмечают еврейские праздники. Даже на учредительном съезде Федера­
ции еврейских организаций ивритом владели только 2-3% делегатов. Господствуют
смешанные браки (в 1960-е гг. — 50%. в 1980-е гг. — 80%) (см.: Там же).

105 См., напр.: Сибирянин Р. А. Следы зверя в истории России. М., 1998.—
Здесь представлена крайняя антисемитская позиция в современной России. Даже
убийства ведущих деятелей русской политики и культуры связываются Сибиряни-
ным с иудейскими религиозными праздниками.

106 См.: Трахтенберг Д. Дьявол и евреи: средневековые представления о ев­
реях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим, 1998. С. 4 (ред.:
Харитонович Д. Антисемитизм в прошлом и настоящем // Новое литературное
обозрение. 1999. №5 (39). С. 385-398).

107 См.: Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996 (особенно гл. 1: «Антисе­
митизм как вызов здравому смыслу»).

108 Исследование проводилось в Пермской области в 1994-1995 гг. Был опрошен
101 представитель еврейской национальности.

109 Разинский Р. В. Евреи Российской провинции: штрихи к социальному порт­
рету // Социс. 1997. №10. С. 40.

110 Там же. С. 41.

111 Отсюда такая парадоксальная постановка вопроса, как, например: Клям-
кин И. М., Лапкин В. В.
Русский вопрос в России // Полис. 1995. №5. С. 78-96.

112 У разных народов такого рода переход представал по-разному. У римлян
он принял форму «изгнания царей»: «По изгнании царя народ клятвенно обязался
никогда не допускать восстановления царской власти, само имя „царь" навсегда
осталось в Риме ненавистным... Власть вручена была теперь не одному лицу и
не пожизненно, а сроком на год и двум лицам — консулам» (Моммзеп Т. История
Рима. СПб., 1993. С. 31).

113 См., напр.: Pascher M. Deutsches Wesen und Deutscher Weltberuf. Die
Weltkriegsschriften Paul Natorps und der Marburger Neukantianer // Wiener Jahrbuch
fur Philosophie. 1994. Bd. XXVI. S. 103-116. — Характерно, что именно во время
Первой мировой войны выходит кн.: Бердяев Н. А. Душа России. М., 1915.

114 См. «Речи к немецкой нации» И.Г.Фихте.

115 Представляет с этой точки зрения интерес полемика по поводу включения
графы «национальность» в новый российский паспорт. Корни данной полемики,
по существу, лежат еще в Античности. Как видим, в итоге победила этатистская
позиция.

116 О. Шпенглер подмечает различное отношение этносов к письменности: «Ес­
ли мы так мало знаем об индогерманском языке, то это связано с тем, что две
наиболее ранние культуры, пользовавшиеся его системой, индийская и античная,
вследствие свойственной им внеисторичности не только не изобрели собственной
письменности, но даже чужую позаимствовали в позднее время... Напротив того,
в арабской культуре всякая религия разрабатывала собственную письменность и
сохраняла ее даже при смене языка: долговременность священных книг и учений


и письмо как символ длительности образуют здесь неразрывное целое» (Шпен­глер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 155).

117 Если это понятие не используется как синоним народа.

118 Эта идея представлена у И.Канта в трактате «К вечному миру» (1790).
110 Во Франции евреи в 1879 г. впервые получили статус равного гражданства,

гарантировавшего им безопасность, достоинство, право на собственность. Мож­но быть и евреем, и французским гражданином. То же, по идее, должно было бы быть и для мусульман во Франции, но исламский фундаментализм постоян­но порождает здесь проблемы. На том же основании развертывается конфликт с Католической церковью, претендующей навязать Франции католицизм как осо­бую ценность, независимо от прав и свободы совести остальной части населения. Стабильность однородного гражданского общества была поколеблена, когда были ограничены права для североафриканских иммигрантов. Напряженность возника­ет, если ассимиляция принудительна, а полное гражданство не гарантируется. Ал­жир был частью Франции, но не все французские подданные на этой территории были полноправными гражданами.

120 Audard С. Political Liberalism, Secular Republicanism: Two Answers to the
Challenges of Pluralism // Philosophy and Pluralism. Cambridge, 1996. P. 163-175
(см.: РЖ. 3.98.04.012).

121 См., напр.: Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах
мира. М., 1998. Ср. с противоположным взглядом: Нищие Ф. О пользе и вреде
истории для жизни // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 158-230.

122 Стимулом в процессе деколонизации всегда выступало стремление к созда­
нию национального государства. Одним из возможных путей этногенеза в XX в.,
таким образом, оказывается процесс/эксцесс деколонизации (см.: Bechford H.
Staaten ohne Nation: Sozialismus als Machtfaktor in Asien und Afrika. Stuttgart, 1980).

123 См. такую постановку вопроса в кн.: Давыдов Ю. Н. Искусство как социо­
логический феномен. М., 1968.

124 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3—4.

125 См.: Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назна­
чение истории. М., 1991. С. 288-419.

126 См., напр.: Синельников В.М., Горшков В. А., Свечников В. П. Систем­
ность бытия и вселенной. Кн. 2. М.; Ставрополь, 2001.

127 См., напр., типичное произведение времен «холодной войны»: Мейер Г.
Последняя иллюзия. Американский план мирового господства. М., 1955.

128 «Всего за полтора столетия, с 1750 по 1900 год, капитализм и технический
прогресс завоевали весь мир и способствовали созданию глобальной (курсив мой. —
К. П.) цивилизации» (Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая пост­
индустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. С. 70). См. также: Курьер
ЮНЕСКО. 2000. Сент. (номер целиком посвящен глобализации).

129 См., в частности: Geiss I. Europa — Vielfalt und Einheit. Eine historische
Erklarung. Mannheim; Leipzig; Wien; Zurich, 1993.

130 «Политический Запад —это концепция не естественная, а в высшей сте­
пени искусственная. Она не появилась бы без откровенно враждебного Востока,
угрожающего существованию Запада. Весьма сомнительно, что Запад переживет
исчезновение этого противника» (Харрис О. Крушение Запада // Foreign Affairs.
1993. September — October; цит. по: Коукер К. Сумерки Запада. М., 2000. С. 7).

131 Казалось бы, близость США и Канады очевидна и, так сказать, «хресто­
матийна». Тем не менее торговля между канадской провинцией и американским
штатом в среднем в 20 раз меньше, чем между двумя канадскими провинциями.
Глобализации, выражающейся в увеличении объема межнациональной торговли,
препятствует усиление роли государства в экономике после Второй мировой войны.
В промышленно развитых странах последняя тенденция выражалась в росте госу­
дарственных расходов, а также связанных с ними социальных расходов. До войны


государственные расходы в промышленно развитых странах составляли 20% ВНП, в середине 90-х — 47% (в США —34%, в Швеции —69%, в Нидерландах— 54%). См.: Rodric D. Sense and Nonsense in the Globalization Debate // Foreign Policy. 1997. No. 107. P. 19-36 (см.: РЖ. 2.98.02.076).

132 Типичные заблуждения по поводу глобализации могут быть сведены к сле­
дующим четырем пунктам:

1) будто бы либерализация международной торговли отрицательно сказывает­
ся на социальной политике государства и ведет к экономическому и политическому
кризисам;

2) будто бы стимул к развитию международной торговли на глобальном
уровне — низкая заработная плата. Это неверно, так как низкая заработная плата
соответствует низкому уровню производительности. Сомнительно, что в развива­
ющихся странах, которые экспортируют свою продукцию, велик разрыв между
уровнем заработной платы и производительности;

3) будто бы ориентированная на экспорт индустриализация в странах Восточ­ной и Юго-Восточной Азии не привела к повышению жизненного уровня рабочих в этих странах;

4) будто бы международная торговля и инвестиции приводят к избыточным мощностям в глобальном масштабе, поскольку, мол, глобальное производство рас­тет быстрее, чем глобальное потребление (так как ТНК переводят свое производ­ство в страны с более низкой зарплатой и, следовательно, низкой покупательной способностью).

Глобализация имеет несомненные экономические плюсы:

1) растут возможности для стран, обладающих квалифицированной рабочей силой и мобильными факторами производства;

2) бедные страны могут избежать нищеты без существенного ограничения на­циональной автономии.

Впрочем, у глобализации есть и экономические минусы:

1) глобализация отрицательно сказывается на зарплате неквалифицированных рабочих в промышленно развитых странах;

2) глобализация снижает уровень экономической безопасности и ослабляет си­стему социальной защиты.

Реакция на экономические недостатки глобализации может быть следующей:

1) политические акции в поддержку протекционизма;

2) новое разделение между теми, кто процветает в условиях глобальной эконо­мики, и теми, кто не достиг успеха.

133 Moisy С. Myths of the Global Information Village // Foreign Policy. 1997.
No. 107. P. 78-87 (см.: РЖ. 2.98.02.077).

134 В мире 1,26 млрд телезрителей (200 млн смотрят кабельное телевидение,
160 млн — цифровые телеприемники) и 690 млн владельцев телефонов. 80 млн име­
ют радиотелефоны, 200 млн — компьютеры, 30 млн присоединены к Интернету
(Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию.
М., 2001. С. 84).

135 См.: Мясникова Л. А. Экономика постмодерна и отношения собственности
// Вопросы философии. 2002. №7. С. 10.

136 Доля информации о событиях за рубежом в общем объеме новостей сокра­
тилась с 40% в 1970 г. до 13,5% в 1995 г. (Moisy С. Myths of the Global Information
Village. P. 82).

137 Во время переписи 1990 г. 59 млн американцев ответили, что они немецкого
происхождения. Их было на 25 млн больше тех, чьи предки прибыли из Англии
(Коукер К. Сумерки Запада. С. 17).

138 См.: Уткин А. Геоструктура грядущего века // Свободная мысль. 2000.
№1. С. 6-25.

139 Цит. по: Коукер К. Сумерки Запада. С. 12.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. КОСМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Попытаемся в итоге сформулировать основные теоретические принципы социального философствования, описать в социально-фи­лософских терминах человечество и Россию и, наконец, раскрыть эк­зистенциальный смысл социальной философии.

Теперь мы можем окончательно и прямо ответить, за


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: