Путь к Абсолюту

Как человек может выйти к Иному, к трансцендентному, к Высше­му? Путь социальной философии — один из важнейших путей. Социум в данном случае предстает как инстанция Иного3.

Цивилизованному человеку, т. е. человеку, пережившему «осевое время», открылось вертикальное строение мира, открылись предель­ные основания бытия, открылось всеобщее, Абсолют, Бог. Но это от­крытие представляет собой трудную мысль, которую даже цивилизо­ванный человек может помыслить далеко не всегда, да к тому же и не всякий.

Однако на пути к этой трудной мысли есть некоторая опора. Эта опора — социум. Мистическое переживание единства с Абсолю­том трудно, но гораздо легче, естественнее и даже обыденней пережи­вание единства с социумом, с той или иной социальной общностью. Каждому как бы автоматически дается чувство достоинства или, на­оборот, оскорбления, гордости или унижения, свободы или угнетения. Мне трудно помыслить о вечном, но я всеми фибрами души пережи­ваю свою молодость или старость, свою мужественность или женствен­ность, уверенность в своем профессионализме или дилетантизм, свою причастность к этносу или чуждость ему.

Фундаментальная вертикаль мира воспринимается прежде всего как социальная иерархия. Здесь эмоциональное переживание социаль­ной реальности идет на помощь рациональному пониманию всеобщего. Индивид — именно как один из многих, как член общности — выходит за пределы своего биологического (шире — природного) субстрата. Че­ловек ест, чтобы жить по-человечески, а не живет, чтобы есть. Опи­раясь на социум, индивид становится личностью, цивилизованным че­ловеком. Личность усваивает себе содержание целого в процедурах идентификации, проекции, символизации.

Каждая отдельная личность в этом смысле не менее ценна, чем все общество. Общество —в каждой личности: в конечном счете в этом смысл интерсубъективности. Потому весь мировой прогресс человече­ства не стоит слезы ребенка. Дело не в том, что будто бы нельзя жить в обществе и быть свободным от него, а в том, как жить в обществе,


оставаясь свободным от него, для чего-то высшего, чем общество, чем все это множество отдельных эмпирических индивидов. Социаль­ная философия именно как философия учит, в конце концов, этому.

Таким образом, идентификация с той или другой общностью есть промежуточная станция на пути к Абсолюту. И не только промежу­точная станция, но и стартовая площадка, трамплин. Чтобы выйти из себя, из равной самой себе природной основы, необходимо от нее от­межеваться, необходимо с ней разделиться. Поэтому, как мы видели, идентификация всегда имеет свою тень — дифференциацию.

Социум, для того чтобы быть стартовой площадкой, должен об­ладать некоторыми свойствами, т. е. предоставлять широкие возмож­ности для символизации. Возраст, тендер и (особенно) классовое чле­нение, возникающее в совместной трудовой деятельности, открывают, как и этническая принадлежность, необозримое поле для символиза­ции, т.е. для приписывания бесконечных смыслов земным конечным вещам и отношениям. Здесь и формируется собственно социальная ре­альность, возникающая в особом (вертикальном!) измерении, в прин­ципе не сводимая к любой форме натуральной реальности.

Существует по крайней мере две стратегемы, руководствуясь кото­рыми индивид имеет шанс прорваться к Абсолюту через социум. Их можно назвать соответственно путем Счастья и путем Подвига.

Формула самоидентификации — это, по существу, формула сча­стья. Я достигаю полноты своего человеческого бытия, если могу ска­зать о себе, например, так: «я — действительно молодой человек, я — настоящий мужчина, я — профессионал в полном смысле слова, я — настоящий русский!» В этих типичных конструктах первого порядка выражается «простое человеческое счастье». Не будем столь ригори­стичны по отношению к нему, как Фердинанд Эбнер, который отме­чал в своем дневнике, что, мол, «стремление к счастью и блаженству свидетельствует о внутреннем обнищании жизни». Мы помним извест­ное библейское: «Блаженны нищие духом!» Кто идентифицировался с общностью, с обществом, тот принят миром и принят Богом. И напро­тив, «кто одинок, того как будто нет на свете».

Но есть и другой путь. Если я по тем или иным причинам не мо­гу или не хочу идентифицироваться с общностями, то я оказываюсь маргиналом. Маргинал —одинок, он рефлектирует, предпочитает воз­держиваться от конструктов первого порядка. Его внутренняя жизнь напряжена, ибо она проистекает из страдания, из чувства отщепленно-сти. Но это его напряжение часто ведет к чрезвычайной символической активности, к повышению творческого потенциала, хотя в общении та­кой человек, как правило, труден, неудобен. Б. Паскаль изложил про­грамму высокого маргинализма, ведущего по пути духовного подвига: «До чего мы нелепы с нашим желанием найти опору в себе подобных!


Такие же ничтожные, такие же бессильные, как мы, они нам не помо­гут: в смертный свой час человек один. Значит, и жить ему надобно так, словно он один на свете. Но станет ли он тогда строить себе рос­кошные палаты и т.д.? Нет, он сразу углубится в поиски истины. А не сделает этого, —что ж, значит, людское мнение для него дороже истины»4.

Нельзя сказать, что первый путь «правилен», а второй—«непра­вилен». И те, кто идет по пути счастья, и те, кто идет по пути подвига, имеют право на жизнь, они нужны друг другу. Кроме того, каждый человек чаще всего так или иначе совмещает в себе оба этих пути, живя между подвигом и счастьем.

* * *

Вселенная вообще —это противоборство стихий. Грани стихий представляют собой возможности, где одна стихия переходит в дру­гую. Возможности эти реализуются только через единичное, индиви­дуальное. Мы на грани стихий, на границе, в поворотном пункте, и при всей своей слабости и малости по сравнению с космосом мы в состоянии управлять им.

Кто это — «Мы»? Мы — это человечество, грань жизни и косной ма­терии. Мы —это наша эпоха, современность, решающая эпоха в жиз­ни человечества, открытый миру фронт человечности. Мы — это на­ша страна, Россия. Если мы справимся со своими общенациональны­ми задачами, то и человечество будет спасено. Мы —это каждый из нас, боец на этом фронте, принимающий на себя всю тяжесть и ответ­ственность решений. Нет человека, от которого не зависели бы судьбы бытия. Каждый из нас — это космическая проба, вселенская возмож­ность.

В мире еще ничего не предрешено, и каждая ошибка непоправима. Абсолютного будущего нет. Под ногами бездна, неверный шаг может быть последним. Как мы поступим, такова и будет Вселенная: либо она низвергнется в хаос, либо будет двигаться по пути восхождения к космосу, к точке Омега (в терминах П. Тейяра де Шардена). Мы —ка­натоходцы Вселенной, а социум — пружинящий канат, натянутый над бездной.

* * *

Итак, мы можем ответить на вопрос о смысле социальной филосо­фии: она исследует пути человека к предельным основаниям бытия,


никого и ничего не отвергая априорно, каждому находя место в бытии. Социум есть необходимая и трудная опора на этом пути, трамплин, за­брасывающий нас в Абсолют.

1 См., напр.: Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998.

2 Никого, кажется, не удивляет, что над орденами Ленина и другими советски­
ми орденами развевается российский триколор, который был не только торговым
флагом Российской империи, но и знаменем власовской армии, во время Второй
мировой войны вместе с Гитлером воевавшей против тех символов, с которыми
этот флаг сейчас мирно соседствует (такую идиллическую картину можно уви­
деть, взглянув на Мариинский дворец).

3 Ср.: Левинас Э. Тотальность и бесконечное: эссе о внешности // Вопросы
философии. 1999. №2. С. 54-67.

4 Паскаль Б. Мысли. М., 1994. С. 323.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные про­изведения. М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1977.

Кроне Б. Логика философии // Кроме Б. Антология сочинений по филосо­фии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. СПб., 1999.

Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

Маркс К. Формы, предшествовавшие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1.

Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. [2-е изд.]. СПб., 1994.

Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произве­дения. М., 1994.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1: Гештальт и действительность. М., 1993; Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.

Шютц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Аме­риканская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие..................................................................................................................... 3

Введение. Фундаментальная вертикаль............................................................ 7

Глава 1. Предмет социальной философии.................................................................. 12

1.1. Контекст философского знания.................................................................. —

1.2. Контекст социальных наук.......................................................................... 18

1.2.1. Социология....................................................................................... —

1.2.1.1. Нормативность........................................................... 21

1.2.1.2. Антитетичность.......................................................... 23

1.2.2. Философия политики и политология..................................... 26

1.2.3. Философская антропология............................................................. 28

1.2.4. Философия культуры........................................................................ —

1.3. Социальная философия в России и на Западе................................... 29

Глава 2. Метод социальной философии...................................................................... 34

2.1. Антитетичность социальной философии.......................................... —

2.2. Диалогическое и трансцендентальное видение социума................. —

2.3. Эмоциональное и рациональное понимание............................................. 36

2.3.1. Эмоции..................................................................................... —

2.3.1.1. Социальный опыт....................................................... 40

2.3.1.2. Терпение.............................................................................. —

2.3.1.3. Смех........................................................................... 41

2.3.1.4. Музыка................................................................................. —

2.3.2. Рацио........................................................................................ 42

2.4. Естественнонаучный и гуманитарный подходы........................................ 43

2.5. Процедура типологизации......................................................................... 46

2.5.1. Идеальный тип.................................................................................. —

2.5.2. Эпистемы, парадигмы, дискурсы и модели..................................... 48

2.6. Проблемы социально-философского образования.................................... 49

2.6.1. Нарратив. Социально-философское переписывание...... 50

2.6.2. «Темнота» и «ясность» нарратива.................................................... 51

Глава 3. Социальная реальность................................................................................ 58

3.1. Множественность.............................................................................. 59

3.1.1. Отношения: равенство и различие................................................... 60

3.1.1.1. Равенство. Толерантность................................................... 62

3.1.1.2. Различие. Агон.................................................................... 63

3.2. Деятельность...................................................................................... 64

3.2.1. Типология деятельности......................................................... 66

3.2.2. Поступность и преступность........................................................... 67

3.3. Предметность.................................................................................... 70

3.4. Порядок и хаос................................................................................... —

3.4.1. Социальные институты........................................................... 71

3.4.2. Законы...................................................................................... —

3.4.3. Иерархия........................................................................................... 73

3.4.4. Власть и зависимость............................................................... 74

3.4.5. Аномия: переходные периоды, революция и война........................ 75

3.4.6. Проблема зла и вины: социодицея и искупление.................... 77

3.5. Социальный хронотоп....................................................................... 80

3.5.1. Онтологический статус пространства-времени...................... 81

3.5.2. Социальное пространство-время............................................ 82

3.5.2.1. Пространство............................................................. —

3.5.2.2. Время................................................................................... 83


3.5.2.3. Оседлость и номадизм................................................ 85

3.5.2.4. Транспорт и путешествия........................................... 86

Глава 4. Дискурсы социального......................................................................... 100

4.1. Реалистическая модель..................................................................... 102

4.1.1. Язык................................................................................................. 103

4.1.2. Модификации реалистической модели................................... 105

4.1.2.1. Мартин Бубер.................................................................... 107

4.1.2.2. Русская религиозная традиция................................... —

4.1.4. Источники зла в реалистической модели............................... 109

4.2. Натуралистическая модель............................................................... 110

4.2.1. Растение или животное?................................................................ 112

4.2.2. Связь со средой........................................................................ 113

4.2.3. «Человек есть то, что он ест».................................................. —

4.2.4. Питание и размножение. Народонаселение........................... 114

4.2.5. Агрессивность.......................................................................... 115

4.2.6. Модификации натуралистической модели............................. —

4.2.6.1. Фрейдизм.................................................................... —

4.2.6.2. Социобиология........................................................... 117

4.2.6.3. Благоговение перед живым: натуралистический «гуманизм» 118

4.2.6.4. Этноцентризм и национализм..................................... —

4.2.7. Пространство-время в натуралистической модели................ 119

4.2.8. Источники зла в натуралистической модели.......................... 121

4.3. Деятельностная модель..................................................................... 123

4.3.1. Моменты истории.................................................................... 125

4.3.2. Принципы деятельностной модели......................................... 127

4.3.2.1. Рациональность.......................................................... —

4.3.2.2. Техноморфность........................................................ —

4.3.2.3. Идея сложности................................................................ 128

4.3.2.4. Вероятностные принципы................................................... —

4.3.2.5. Иерархия........................................................................... 129

4.3.2.6. Социальный институт................................................. —

4.3.3. Деятельностная модель и идеология...................................... —

4.3.4. Модификации деятельностной модели................................... 130

4.3.4.1. Марксизм. Производственные отношения................. —

4.3.4.2. Техницизм. Сила артефактов..................................... 132

4.3.4.3. Культурология. Духовные богатства........................ 134

4.3.5. Пространство-время в деятельностной модели..................... 140

4.3.6. Источники зла в деятельностной модели...................................... 141

4.4. Феноменологическая модель............................................................ 147

4.4.1. Эпохе............................................................................................... 148

4.4.1.1. Аксиологическое эпохе.................................................... 149

4.4.1.2. Воздержание от идеи причинности.................................. 150

4.4.2. Социальный мир конституирован смыслами.......................... 151

4.4.2.1. Экстернализация с помощью языка................................... 153

4.4.2.2. Обыденные интерпретации........................................ —

4.4.3. Множество социальных реальностей...................................... 156

4.4.4. Парадоксы феноменологической модели............................... 158

4.4.5. Антиидеология........................................................................ —

4.4.6. Источники зла в феноменологической модели............................. 162

4.5. Сопоставление моделей социального............................................... —

4.5.1. Деятельностная и натуралистическая модели.................................. —

4.5.2. Реалистическая критика деятельностной модели.......................... 165


Глава 5. Персональная реальность.................................................................... 186

Глава 6. Единство социальной и персональной реальностей.................................. 202

6.1. Интенциональность........................................................................... 203

6.2. Инструментальность................................................................................ 207

6.3. Интерсубъективность........................................................................ 215

6.4. Роль личности: историзм и метафизический историцизм........................ 224

Глава 7. Социальные общности................................................................................. 239

7.1. Возраст...................................................................................................... 240

7.2. Тендер. Половая дифференциация.................................................... 244

7.3. Семья................................................................................................. 248

7.4. Социальные классы, профессии............................................................... 254

7.4.1. Профессиональные сообщества.............................................. 255

7.4.2. Идея собственности........................................................................... —

7.4.3. Классовое членение и иерархия.............................................. 256

7.4.4. Историческое развитие классовой дифференциации.............. 257

7.4.4.1. «Сквозные» социально-классовые общности............. 259

7.4.4.2. «Класс-в-себе» и «класс-для-себя»............................. 261

7.5. Этнос. Народ. Нация................................................................................ 262

7.5.1. Маргинальные этносы............................................................. 264

7.5.2. Этнос и государство................................................................ 266

7.5.3. Развитие этносов...................................................................... —

7.6. Массовое общество. «Восстание масс»............................................ 268

Вместо заключения. Космическая перспектива........................................................ 287

Рекомендуемая литература................................................................................ 293

Учебное издание

Константин Семенович Пигров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: