Особенности социального взаимодействия в поздней взрослости

Большинство пожилых и старых людей включены в разнообразные отношения с членами семьи, друзьями, соседями. В качестве идеального варианта социального взаимодействия в поздней взрослости указывается наличие тесных связей с социумом при достаточно высоком уровне независимости человека. Он отражает рациональное сочетание ощущения семейной заботы и личной автономии. В поздней взрослости увеличивается значимость внутрисемейных контактов. Общение с членами семьи становится важным источником удовлетворения потребности в безопасности, любви, принятии.

В поздней взрослости важной сферой межличностных контактов являются и отношения пожилых родителей с детьми. Вы­деляют четыре типа взаимодействия пожилых родителей и их взрослых детей:

1) равенство статуса — взаимодействие двух дружествен­ных взрослых;

2) статус-кво — ребенок подконтролен родителю;

3) конфликт статуса — борьба за права и власть;

4) обмен статусом (или перемена ролей) — родитель зави­сит от взрослого ребенка.

Для пожилых людей существенным является наличие в семье вну­ков. Наличие внуков влияет на характер структурирования времени в поздней взрослости, на распространенность среди пожилых людей тех или иных занятий.

В поздней взрослости возрастает интерес к жизни братьев, сестер, усиливается связь между ними. Отношения, которые раньше были недостаточно близкими, могут обновляться, становиться более оживленными. Особенно важны подобные отношения для людей, не состоящих в браке.

Дружеские отношения в пожилом воз­расте снижают чувство одиночества, повышают самоуважение, в то время как семейные отношения зачастую конфликтны и могут стать источником неудовлетворенности и даже депрессии.

57 Исследования психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко и др.) открыли роль деятельности человека в его психическом развитии. Они показали, что деятельность не остается одной и той же на протяжении человеческого развития. Ведущая деятельность рассматривается, как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

онтогенез — формирование основных структур психики индивида

- Младенчество (до 1 года): ВД – непосредственно-эмоциональное общение.
- Раннее детство (1-3 года): ВД – предметно-манипулятивная деятельность.
- Дошкольный возраст (3-7 лет): ВД – сюжетно-ролевая игра.
- Младшее школьное детство (7-11 лет): ВД – учебная деятельность.
- Подростковый возраст (11-14 лет): ВД – интимно-личностное общение, эмоциональное общение со сверстниками.
- Юношеский возраст (старший школьный возраст): ВД – учебно-профессиональная деятельность.

Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и побуждают ребенка к изменению к изменению положения в системе отношений с другими людьми. В многочисленных исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина была показана зависимость психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности. Монографии, посвященные анализу основных типов ведущей деятельности в онтогенезе (В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина), стали достоянием мировой науки.

58 Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Предметом является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средства ПД: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность.

Лихачев выделяет следующие структурные компоненты ПД:

§ знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

§ научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, которые передаются подрастающим поколениям;

§ педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

§ высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Кузьмина и Зимняя различают пять уровней продуктивности ПД:

§ непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

§ малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

§ среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;

§ продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;

§ высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.

59 Личностно-проф качества педагога

Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность, которая характе­ризует определенное отношение к обществу, природе, окру­жающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним.

Одна из особенностей труда педагога, работающего с детьми первых лет жизни, состоит в большой нагрузке на его психофизиологический аппа­рат. Поэтому к профессионально значимым качествам вос­питателя дошкольного учреждения относятся работоспо­собность, выносливость, ловкость, уравновешенность.

Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого че­ловека в форме сопереживания, сочувствия. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности.

Педагогический такт означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.

Педагогическая зоркость проявляется в способности пе­дагога фиксировать существенное в развитии ребенка, пред­видеть перспективы, динамику в становлении личности каж­дого воспитанника и детского коллектива в целом.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в резуль­тативность образовательной работы.

Культура профессионального общения предполагает орга­низацию правильных взаимоотношений в системах «педа­гог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, ува­жение к ним, создание положительного микроклимата.

Успех в деятельности педагога во многом связан со спо­собностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: